З досвіду роботи. Ігри

   

 

 ІГРИ, ЛІТЕРАТУРНІ ДИКТАНТИ, ПИСЬМОВІ ТЕМИ, ТЕСТИ ІЗ СВІТОВОЇ ЛІТЕРАТУРИ ДЛЯ 10 КЛАСУ

 

З досвіду роботи

вчителя світової літератури

Куп’янської ЗОШ ст.№4

Тонконог Олени Миколаївни

 

 

 

 

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ

 

 

«...Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит, хороший человек».

                               Федор Достоевский»

 

 

 

 І. Хронологический диктант.

      11 ноября 1821; 1834;  1838; 1843; 1844; 1846; 1849; 1860; 1862;  1861-1863;  1864-1865;  1864; 1865; 1866; 1867-1871;  1873;  1879-1880;  28 января 1881.

 

ІІ. Ассоциативный диктант.

    

      Москва;  Санкт-Петербург;  Бедные люди;  Неточка Незванова;  Буташевич-Петрашевский;  Семеновский плац;  Идиот; Омск;  Семипалатинск;  Униженные и оскорбленные;  Время; Эпоха; Записки из подполья;  Преступление и наказание;  Русский вестник;  Анна Сниткина; Гражданин;  Братья Карамазовы; Родион Раскольников.

 

ІІІ. Диктант  «Афоризмы Ф.М.Достоевского»

       Запишите  высказывания Достоевского, которые стали крылатыми.

       Для справки:

  Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного достоинства.

  Есть три рода подлецов на свете: подлецы наивные, то есть убежденные, что их подлость есть высочайшее благородство, подлецы, стыдящиеся собственной подлости при непременном намерении все-таки ее докончить, и, наконец, просто подлецы, чистокровные подлецы.

  Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник — стало быть, надо для жизни нравственное занятие.

  Идея о бессмертии — это сама жизнь, живая жизнь, ее окончательная формула и главный источник истины и правильного сознания для человечества.

  Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак.

  Хорошие мысли предпочитаются блестящему слогу. Слог — это, так сказать, внешняя одежда; мысль — это тело, скрывающееся под одеждой.

  Искусство только тогда будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития.

  Человек есть существо, ко всему привыкающее, и, я думаю, это самое лучшее определение человека.

  Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

  Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.

  Фантазия есть природная сила в человеке... Не давая ей утоления, или умертвишь ее, или обратно — дашь ей развиться именно чрезмерно (что вредно).

  Человек — целый мир, было бы только основное побуждение в нем благородно.

  Что такое талант? Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно.

  Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.

  Юмор есть остроумие глубокого чувства.

  Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.

  Таланту нужно сочувствие, ему нужно, чтоб его понимали.

  Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить — только жить! Экая правда! Господи, какая правда! Подлец человек!.. И подлец тот, кто его за это подлецом называет.

  Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет его не в пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви.

  Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать.

  Дурной признак, когда перестают понимать иронию, аллегорию, шутку.

  Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

  ...Если хотите рассмотреть человека и узнать его душу, то вникайте не в то, как он молчит, или как он говорит, или как он плачет, или как он волнуется благороднейшими идеями, а смотрите на него лучше, когда он смеется. Хорошо смеется человек — значит, хороший человек.

  Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, — неразлучна с человеком, и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

 

ІV. Диктант «Минутка афоризмов»

       Написать, из какого произведения Ф.Достоевского эти слова, которые стали крылатыми.

- « Человек не рождается для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданиями» (  «Преступление и наказание»)

- « Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» ( из письма брату)

 

 

V . Диктант «Знакомые лица» ( по роману «Преступление и наказание»)

- « Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще одну вещь принесу… серебряную… хорошую… папиросочницу одну … вот как от приятеля ворочу…»

( Раскольников)

- « Милостивый государь, бедность не порок, это истина. Знаю, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с»

 ( Мармеладов)

- « А! Воротился! Колодник! Изверг! А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! Где твое платье? Где деньги? Говори!...» ( Катерина Ивановна)

- « Я,  брат, два раза к тебе заходил… Видишь, очнулся!» ( Разумихин)

- « По-моему, Авдотья Романовна в этом деле жертвует собою  весьма великодушно и нерасчетливо, для… своего семейства» ( Свидригайлов)

- «Да.. Она была справедливая… Она приходила… редко… нельзя было. Мы сней читали и … говорили. Она Бога узрит» ( Соня Мармеладова)

- « Полы сама моет и на самом черном хлебе сидит, а неуважения к себе не потерпит» ( Катерина Ивановна)

- «Свобода и власть, а главное власть! Над всеми этими дрожащими созданиями и над всем этим муравейником!» ( Раскольников)

- «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем»

 ( Порфирий Петрович Раскольникову)

 

 

VІ. Дать ответы на вопросы

  1. В чем состоит типичность духовной биографии Ф.М.Достоевского?
  2. Назовите основные темы и проблемы творчества писателя.
  3. Каковы особенности романной формы Ф.М.Достоевского?
  4. Чем объясняется большая популярность произведений Ф.Достоевского в мире?
  5. Какую роль сыграл Петербург в творчестве Достоевского? Попробуйте  пояснить, почему он не любил этот город?
  6. Охарактеризуйте жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание».  В чем новаторство писателя?
  7. Охарактеризуйте образ Раскольникова. Что именно привело его к преступлению?
  8. В чем суть теории Раскольникова? Какие аргументы приводит герой, чтобы ее обосновать? Дайте им опровержение.
  9. Как вы понимаете название романа Ф.Достоевского?
  10.  Почему такую большую роль в теории Раскольникова сыграл Наполеон?
  11.  Каким образом менялось душевное состояние Раскольникова перед убийством и после него? Что было главной причиной решения героя романа обратиться к христианству?
  12.  Какие общечеловеческие проблемы отражает образ Раскольникова?
  13.  Что такое полифония как принцип поетики романа? С какой целью Ф.Достоевский использует его?
  14.  Почему писатель назвал свой реализм фантастическим? Какое содержание он вложил в это понятие?
  15.  Приведите примеры «фантастики» в романе «Преступление и наказание»
  16.  Какими основными принципами руководствуется Ф.Достоевский, изображая своих героев?

17. Вспомните, что снится героям. Какую роль играют сны в произведении?

18. Каким образом поетика и стиль романа способствуют углублению его философской проблематики?

19. Какую роль играет в жизни Раскольникова семья Мармеладовых? Как раскрывает Ф.Достоевский в романе тему «маленького человека»?

           20. Сравните «правду» Раскольникова и правду Сони. Какие истины  

           открывает для себя герой, общаясь с девушкой?

           21. Объясните символику сцены чтения Евангелия.

           22. Что дает Свидригайлову право утверждать, что он и Раскольников –  «одного поля ягоды»?

          23. Что заставило Свидригайлова причинить себе смерть?

          24. Охарактеризуйте образ Порфирия Петровича. Какую роль сыграл он в  жизни Раскольникова?

          25. Раскройте смысл пророческого сна Раскольникова в епилоге.

          26. В чем значение епилога романа?

          27. В чем новаторство Достоевского-романиста?

          28. Каким образом в романе утверждаются христианские ценности?

          29. Актуален ли роман «Преступление и наказание» сегодня?

 

VІІ. Диктант “Знаешь ли ты?»

      Кто сказал о Достоевском:

- « Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им…» ( Н.А.Добролюбов)

 

VІІІ. Блиц-диктант

1. Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:   А) 1856-1904,         Б) 1821-1881,       В) 1801-1861.

2. В каком учебном заведении получил образование Ф.М.Достоевский?  А) в Петербургском университете  Б) в Высшем военном инженерном училище           В) в Царскосельском лицее         Г) в Московском университете.

3. Укажите причину ареста писателя: А) нелегальное издание антиправительственного журнала, членство в антиправительственном кружке Петрашевского      Б) публикация романа «Бедные люди»      

В) открытый призыв к свержению самодержавия      Г) совершение уголовного преступления.

4. Сколько лет пробыл Ф.Достоевский на каторге? А) 10 лет   Б) 5 лет   

В) 7 лет    Г) 15 лет

Как назывался журнал, который Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?

А) «Современник»     Б) «Отечественные записки»     В) «Москвитянин»     Г) «Время»

Соотнесите периоды творчества писателя с произведениями, созданными в эти периоды:

1. досибирский период           2. сибирский период           

3. послесибирский период

А. «Записки из мертвого дома», «Село Степанчиково и его обитатели»     Б.  «Белые ночи», «Неточка   Незванова», «Бедные люди»         В. «Игрок», «Братья Карамазовы», «Идиот».

7. Укажите основную тему раннего творчества писателя.     А) Тема сильной личности, «сверхчеловека»,     Б) Тема «униженных и оскорбленных»         В) Тема крепостничества         Г) тема социального протеста.

8. К какому сословию принадлежал Раскольников?   А) мещанин    

  Б) разночинец      В) дворянин        Г) купец

9. Укажите имя и отчество Раскольникова.

10. Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» ( до эпилога)? А) 1 год,   Б) полгода   В) 1 месяц,   Г) 14 дней.

11. Укажите, как звали старуху-процентщицу.

12. Какое событие произошло не до, а после свершения Раскольниковым преступления?   А) разговор офицера и студента в распивочной о старухе-процентщице,    Б) встреча с Мармеладовым,    В) знакомство с Соней Мармеладовой    Г) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни.

13. Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы. А) Он хочет достать деньги и помочь страдающим матери и сестре.    Б) Он хочет поскорей обогатиться и поправить свое материальное положение      В) Он хочет отомстить старухе-процентщице за унизительное положение, в котором оказался   Г) Он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит (к «наполеонам» или к «материалу»).

14.  Почему после убийства Раскольников не воспользовался награбленным?   А) в спешке забыл взять деньги   Б) деньги не являлись целью преступления    В) из-за страха быть разоблаченным    Г) спрятав деньги, он не смеет вспомнить место тайника.

15. Кто взял на себя вину Раскольникова?  А) Разумихин    Б) маляр Миколка     В) Сонечка     Г) Аркадий Свидригайлов

16. Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» является:   А) декоративным фоном    Б) психологическим фоном     В) соучастником преступления, героем романа.

17. Кто из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» выражает черты сознательного негодяя, то есть так же, как Раскольников, обосновывает принципы своего существования своеобразной теорией (теория «целого кафтана»), являясь идейным двойником главного героя?  А) Свидригайлов    Б) Лужин    В) Лебезятников    Г) Порфирий Петрович

18. Какой смысл заключен в названии романа? А) преступление и наказание противопоставлены    Б) несоответствие названия совершаемому преступлению    В) не всякое преступление влечет за собой наказание   Г) неотьвратимость наказания за совершенное преступление.

19. Первой жертвой Раскольникова стала старуха-процентщица, второй …: А) Катерина Ивановна     Б) Соня Мармеладова   В) девочка на бульваре     Г) Лизавета.

20. После совершения преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что: А) она тоже «переступила» нормы человеческой морали        Б) она не выдаст его          В) она сможет понять его      

  Г) ему не к кому больше идти.

21.  Какое событие в романе «Преступление и наказание» явилось началом крушения «идеи» Раскольникова?  А) разговор с Порфирием Петровичем   Б) встреча с Мармеладовым     В) второе свидание с Соней   Г) самоубийство Свидригайлова.

22. Система образов романа построена по принципу двойничества. Укажите, кто не является двойником Сони Мармеладовой?  А) Дуня  

Б) Поля   В) Лизавета    Г) Амалия Людвиговна.

23. Укажите, какой конфликт является основным в романе.    

А) социальный (Раскольников – старуха-процентщица)

Б) психологический (Раскольников – Порфирий Петрович)   

 В) идейный (Раскольников – Соня Мармеладова)

Г) внутренний (происходящий в душе главного героя).

24. Роман «Преступление и наказание» - социально-психологический роман. Какой принцип психологизма наиболее близок Достоевскому?  

А) раскрывая внутренний мир героя, автор не стремится запечатлеть все процессы, происходящие в сознании персонгажа. Он акцентирует внимание лишь на внешнем выражении психологического состояния героя: жесте, мимике, движении. Автора привлекает результат переживаний героя.      Б) раскрывая внутренний мир героя, автор стремится показать постоянную борьбу, происходящую в сознании и подсознании человека. Его герои мучительно страдают, анализируя свои поступки.    В)  раскрывая внутренний мир героя, автор изображает текучесть, изменчивость психической жизни человека. Н.Г.Чернышевский назвал этот принцип психологизма «диалектикой души».

25. Определите жанр романа «Преступление и наказание».

 

ІХ. Вопросы и задания первого уровня

  1. Где жил Родион Раскольников?
  2. Почему Раскольников избегал встреч с квартирной хозяйкой?
  3. Сколько денег получил Раскольников от Алены Ивановны за отцовские часы?
  4. Что еще пообещал Раскольников принести процентщице на днях?
  5. Где оставил Родион Раскольников последние гроши с разменянного в пивной рубля?
  6. Какое известие ожидало Раскольникова дома?
  7. К чему привело зарабатывание Дуней денег для брата?
  8. Как звали претендента на руку и сердце Дуни?
  9. Почему Раскольников плакал, когда читал письмо от матери?
  10. Что случилось с Раскольниковым на одной из городских улиц?
  11. Как  изменились намерения раскольникова после пробуждения?
  12. Какое оружие для совершения преступления избрал Раскольников?
  13. Какую ошибку допустил Раскольников во время убийства и ограбления Алены Ивановны?
  14. Раскольников совершил двойное убийство. Кого еще он убил?
  15. Как удалось Раскольникову незаметно выскользнуть из квартиры Алены Ивановны и исчезнуть с места преступления?
  16. Кто ухаживал за Раскольниковым во время болезни?
  17. Кого и почему подозревают в убийстве женщин?
  18. Кто посетил больного Раскольникова?
  19. Свидетелем какого трагического события стал Раскольников, когда сбежал от Разумихина?
  20. Куда ночью пришел Раскольников?
  21. Свидетелем какой уличной трагедии стал Раскольников в ту же ночь?
  22. Какие неожиданные гости ждали Раскольникова дома?
  23. Кто такой Порфирий Петрович?
  24. Какое подозрение возникло у Раскольникова во время встречи  с Порфирием Петровичем?
  25. Какое издание напечатало статью Родиона Раскольникова?
  26. Почему во время беседы Раскольникова с Порфирием Петровичем вспоминались идеи социалистов?
  27. Как  Порфирий Петрович воспользовался этим материалом?
  28. К какому событию в своем болезненном бреду все время возвращался  Раскольников?
  29. Какую роль в дальнейшей судьбе Дуни сыграл Свидригайлов?
  30. Чем завершилась очередная встреча Раскольникова с Лужиным?
  31. Какое заболевание было у Катерины Ивановны?
  32. Чем закончилась вторая встреча раскольникова с Порфирием Петровичем, и какую роль в  этом сыграло «признание» Николки?
  33. Какие причины своего преступления назвал Раскольников Соне?
  34. Что пыталась  подарить Раскольникову Соня во время свидания, и взял ли Раскольников этот подарок?
  35. Что сделала Катерина Ивановна после поминок Мармеладова, и к чему это привело?
  36. Признался ли Раскольников в преступлении во время очередной встречи с Порфирием Петровичем?
  37. Как сложилась дальнейшая судьба Свидригайлова?
  38. Был ли Раскольников влюблен в Соню до осуждения?
  39. Какими  были «другие обстоятельства, которые очень помогли подсудимому»?
  40. Сдержала ли Соня клятву пойти за Раскольниковым на каторгу?
  41. Как сначала отнесся Раскольников к опеке Сони на каторге?
  42. Раскольников долго болел. Что было причиной его болезни?
  43. Как сначала относились к нему другие каторжане?

 

 

Х. Вопросы и задания второго и третьего уровня

  1. Составьте опорную схему «Нравственный крест Раскольникова»
  2. Определите значение романа «Преступление и наказание»

ХІ. Темы для письменных работ

  1. Каким я представляю Раскольникова в будущей жизни?
  2. Раскольников и Достоевский.
  3. Духовная трагедия Раскольникова
  4. Нравственные антиподы Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
  5. Смысл человеческого бытия в понимании Сони Мармеладовой
  6. Проблемы нравственного подвижничества в романе Достоевского «Преступление и наказание»

 

ХІІ. Творческие задания.

  1. Напишите рецензию на кинофильм «Преступление и наказание», уделив особое внимание экранному воплощению главных героев.

 

 

ХІІІ. Коммуникативно-ситуативные упражнения

  1. Ты редактор художественно-публицистического журнала. Известный читателям Ф. Достоевский приносит вам свое произведение «Бедные люди». Познакомившись с «Бедными людьми», вы хотите высказать свое суждение о произведении. Что ты скажешь его автору?
  2. Раскольников держал в себе свою боль, не хотел делиться ею ни с семьей, ни с другом. А если бы он все же написал родным об убийстве и о том, почему решился на него, то что бы было в его письме? Составь письмо Родиона Раскольникова матери и сестре, постарайся от его имени объяснить мотивы своего поступка.
  3. Родион Раскольников дает в суде показания, объясняя мотивы своего преступления и обстоятельства, при которых оно было совершено. Составь текст показаний Раскольникова.
  4. Какие проблемы (общественно-политические, морально-этические, общечеловеческие, философские, социальные) поднимает Достоевский в романе «Преступление и наказание»? Предложи этот вопрос для дискуссии в классе и выскажи свое мнение.
  5. Докажи, что роман Достоевского «Преступление и наказание» проникнут драматическим пафосом. Обратившись к словарю литературоведческих терминов, уточни виды пафоса.
  6. Исследуй сюжет романа «Преступление и наказание», определи все его элементы и сделай сообщение о сюжетных особенностях произведения.
  7. Такого ли эпилога романа «Преступление и наказание» ты ожидал? Мог ли он быть иным? Построй рассуждение, поразмышлять над которым предложи одноклассникам.
  8. Есть ли в романе вопросы, в которых прав Раскольников, а не Достоевский? Отстаивая свое мнение, вступи в спор с учителем, посмотри на проблемы шире рамок произведения и эпохи, когда оно было написано. Попробуй оценить проблему с точки зрения сегодняшнего дня.
  9. Можно ли утверждать, что основной художественный конфликт романа «Преступление и наказание» - это не конфликт между личностью и обществом, а конфликт в сознании героя? Подбери аргументы для отстаивания своей позиции.
  10. Испытывает ли Раскольников раскаянье в содеянном? Отказывается ли он от своей теории? Всегда ли наказание равноценно преступлению? Отвечая на эти вопросы, встань на сторону человека, осужденного государством и отбывающего срок наказания. Изменилось ли твое понимание проблемы, когда ты оказался «по ту сторону»?
  11. Христиане говорят: «Каков человек, такова и его смерть». Проанализируй обстоятельства, при которых умерли старуха-процентщица, Свидригайлов, Мармеладов, и сделай свое заключение: справедливо ли «божье возмездие»?
  12. Какие из приемов создания художественного образа, используемых Достоевским, помогают лучше понять Свидригайлова Лужина? Готовясь к анализу произведения, хорошо изучи основные приемы создания художественного образа персонажа.
  13. Если портретная характеристика выражает авторское отношение к персонажу, то как Достоевский относился к Соне Мармеладовой? Попробуй составить высказывание писателя о своей героине.
  14. Проведи экскурсию по Петербургу Достоевского. Какие места обязательно войдут в маршрут твоей экскурсии?
  15. Ответь на вопрос: возможно ли раскрытие внутреннего мира главного героя романа «Преступление и наказание» без введения в произведение интерьера и городского пейзажа? Как они связаны с раскрытием психологии героя? Отвечая на вопрос, убеди в правильности своего понимания слушателей и приобщи их к поиску доказательств в тексте произведения.
  16. Составь описание сна по подобию тех снов, которые видел Раскольников. Старайся показать в своем описании воздействии цвета звука, эмоционального напряжения, предчувствия каких-то ужасных перемен.
  17. Достоевский и многие другие писатели задавали себе вопрос: что делать? Ставил ли ты этот вопрос перед собой? Может ли и должен ли человек стараться изменить окружающую его действительность? Напиши сочинение-рассуждение на тему «Что делать?»
  18. Раскольников с негодованием думал об ученых социологах, которые невозмутимо утверждали, что известный процент людей в обществе должен гибнуть, и считали это нормальным. Составь публицистическую статью с размышлениями на эту тему. Нормально ли, что в обществе огромный процент граждан умирает от СПИДа, наркотиков, алкоголизма, и общество это воспринимает спокойно?
  19. Соедини «несоединимое»: найди связь между детским горем и теорией Раскольникова. Как мучительная любовь-жалость к детям соединилась в теории героя с возможностью «преступить черту»?
  20. Составь монолог-раздумье Сони Мармеладовой об ужасе и безвыходности своей жизни.
  21. Ты - художник-иллюстратор и работаешь над оформлением печатного издания романа Достоевского. Рисуя портрет Сони Мармеладовой, на каких деталях ее внешности остановишься, что и как захочешь изобразить?
  22. Сочиняем детектив. Аркадий Иванович Свидригайлов хоронит свою супругу, умершую при невыясненных обстоятельствах. Проясни обстоятельства ее смерти, построй рассказ как признание Свидригайлова в убийстве своей жены.
  23. «Себя, как в зеркале, я вижу...» Составь диалог двух героев - Свидригайлова и Раскольникова, - отыскивающих друг в друге сходные черты.
  24. Если бы Свидригайлов перед смертью написал письмо Раскольникову, как бы он объяснил причину своего решения уйти из жизни? Помоги Достоевскому, составь такое письмо от лица Свидригайлова.
  25. Докажи, что в произведении Достоевского «Преступление и наказание» присутствуют черты авантюрного романа. Найди этому подтверждение.
  26. Рассуди спор современного читателя с Достоевским. Современный читатель уверен, что коренная ошибка Раскольникова заключается в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Достоевский же обвиняет своего героя в гордости, бунтарстве, в безверии и ведет его к спасению через страдание и смирение. Чью сторону в споре займешь ты? Выскажи свою точку зрения.
  27. Можешь ли ты представить себя человеком нищим, опустившимся на дно общества, таким, как Мармеладов, которым «уже некуда больше идти»? Передай, что может чувствовать такой человек, как он может относиться к людям преуспевающим, живущим полнокровной жизнью.
  28. Д. Писарев назвал Раскольникова приговоренным к «свершению убийства», а Достоевский говорил: «Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». Мог ли Раскольников отказаться от задуманного преступления? Приведи хотя бы одно условие, при котором это убийство могло и не состояться.
  29. Составь диалог Раскольникова и Сони Мармеладовой, если бы они встретились до убийства старухи-процентщицы, и разыграй его.
  30. Известно, что детство Достоевского пришло во флигеле больницы для бедных, где работал его отец. Рядом находились кладбище для самоубийц и преступников, приют для подкидышей, сумасшедший дом и множество кабаков. Докажи, что все это повлияло на тематику произведений писателя, обусловило их проблемную направленность.
  31. Оценивая первую книгу Ф. Достоевского, В. Белинский писал: «честь и слава молодому поэту, муза которого любит людей на чердаках и в подвалах». Объясни, согласен ли ты с мнением Белинского и что, по-вашему, может быть предметом художественного изображения.
  32. Безденежье, вечные долги, отсутствие постоянного места жилья... У Достоевского много общего со своими героями. Докажи это, сопоставив биографию писателя и жизнь его героев.
  33. Ф. Достоевский в письме к издателю так объясняет поступки Раскольникова: «Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести». Поставь себя на место героя и объясни, как бы ты повел себя в такой ситуации. Чем опасно преступление не только по отношению к жертве, но и к самому преступнику?
  34. Выступи в роли адвоката Раскольникова. Оправдывая своего подзащитного, объясните социальные причины, толкнувшие его на преступление.
  35. Мы знакомимся с Раскольниковым в наиболее ответственный период его жизни, когда решается его судьба. Причем, мы не знаем, как развивался его характер. Обсуди с одноклассниками, каким могло быть его детство, что влияло на формирование его взглядов.
  36. Мармеладов говорит Раскольникову: «Бедность не порок, это истина. Но... нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто... ибо в нищете я первый сам готов оскорбить себя». Представь себе политиком, имеющим возможность изменять законы. Какой бы закон издал ты, позволяющий обществу навсегда избавиться от нищеты?
  37. Вспомни, до какого ужасного состояния доведено несчастное семейство Мармеладовых: спившийся, потерявший человеческий облик отец, умирающая от чахотки Катерина Ивановна, вечно голодные дети, Соня, вынужденная продавать себя на улице. Поделись своим мнением о том, исчерпывается ли содержание романа изображением человеческих страданий или это только фундамент, на котором писатель строим здание из более сложных проблем.
  38. Раскольников видит страдания простого человека и понимает, что причина их - в социальной несправедливости. Смириться с этим - подлость, а вступить в единоборство с грязным миром в состоянии только необыкновенная личность. Так выстраивается теория Раскольникова. Выскажи свое мнение о ней и о том, как вы относитесь к праву человека на преступление.
  39. Человеческая история знает немало деспотов-тиранов, которые насильно «устраивали» судьбы народов, уничтожая сотни тысяч ни в чем не повинных «обыкновенных» (по выражению Раскольникова) людей. Герой романа сам называет Александра Македонского, Тамерлана, Наполеона. Можно ли в этот список включить фамилии тех, по чьей вине происходили события в Украине 1932-1933 годов? Выскажи свое отношение к голодомору на Украине и свяжи его с теорией Раскольникова.
  40. Во сне Раскольников видит, как насмерть забивают несчастную лошадь, плачет, бросается на мучителей, целует лошадь. Проведи литературное исследование: кто из писателей использовал раз мучимой лошади, и с результатами исследования познакомь одноклассников.
  41. Докажи, что Раскольников ничего не хочет лично для себя, но он не может смириться с несправедливостью по отношению к другим (сестре, Соне). Сравни себя с героем и ответь, волнует ли тебя вид чужого страдания.
  42. Достоевскому важно заглянуть в самые глубины души человека, пролившего кровь, и показать, какими страданиями он расплачивается за это. Найди в романе факты, подтверждающие это высказывание. Считаешь ли ты, что угрызение совести - удел всех преступников?

 

 

 

                                   ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

 

 

Лев Толстой       «Чем дальше движешься в направлении самосовершенствования, тем больше видишь в себе недостатки, и правду говорил Сократ о том, что высшей степенью совершенства человека есть знание того, что ты ничего не знаешь»

                               Лев Толстой»

 

 

 І. Хронологический диктант.

      28 августа 1828;   1837; 1847;  1851; 1852; 1853;  1855; 1856; 1857;  1877;  28 октября 1910; 7 ноября 1910.

 

ІІ. Ассоциативный диктант.

    

      Ясная Поляна;  Федор Иванович;  муравейные братья;  зеленая палочка;  Казань;

 Пелагея Ильинична Юшкова;  Кавказ; «Детство»;  «Кавказский пленник»;  «Севастополь в декабре»; «Севастополь в мае»;  Софья Андреевна;  «Война и мир»;  «Анна Каренина»;  «Воскресение»;  толстовцы;  Астапово.

 

ІІІ. Диктант  «Афоризмы Л.Толстого»

       Запишите  высказывания Толстого, которые стали крылатыми.

       Для справки:

       ...чтобы сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку.

Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся.

Телесный труд не только не исключает возможность умственной деятельности, не только улучшает ее достоинство, но и поощряет ее.

Не верьте словам ни своим, ни чужим, верьте только делам и своим и чужим.

...пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь.

В минуту нерешительности действуй быстро и старайся сделать первый шаг, хотя бы и лишний.

Много худого на свете, а нет хуже худого разума. Первое худо - худой разум.

Старайся дать уму как можно больше пищи.

Человек, который поставит себе за правило делать то, что ему хочется, недолго будет хотеть делать то, что делает.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

Непризнание несправедливости своих поступков требует лжи.

Что бы ни случилось, не теряй бодрости...

Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.

Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью.

Любить значит жить жизнью того, кого любишь.

Большая часть мужчин требует от своих жен достоинств, которых сами они не стоят.

Надо быть осторожным в разжигании в себе тщеславия похвалой. Страшно увеливается уязвимость, болезненность.

Избегай всех расходов, которые делаешь из тщеславия.

Самые выдающиеся дарования губятся праздностью.

Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение о том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания.

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах.

Искусство есть одно из средств единения людей.

...искусство, поставившее себе целью поставку потех для богатых классов, не только похоже на проституцию, но есть не что иное, как проституция.

До тех пор, пока не будут высланы торговцы из храма, храм искусства не будет храмом. Искусство будущего изгонит их.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Знание - орудие, а не цель.

Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь.

Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью.

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние.

Недостаточно отвращать людей от зла, нужно еще их поощрять к добру.

Истина есть высшая святыня.

Плохие книги не только бесполезны, но и вредны.

Уметь любить - значит уметь все.

Смех рождает свежесть.

Совесть - это память общества, усвоенная отдельным лицом.

Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе мнит, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Для того, чтобы воспринимать чужие мысли, надо не иметь своих.

Кто самый главный человек? - Самый главный человек - тот, с которым ты в данную минуту общаешься.

Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

То, что начато в гневе, кончается в стыде.

Недостаточные заботы наносят больший вред, чем недостаточные знания.

Утверждать, что социальный прогресс производит нравственность, всё равно, что утверждать, что постройка печей производит тепло.

Ты говоришь, что вокруг тебя все дурные люди. Если ты так думаешь, то это верный признак того, что ты сам очень плох.

Время проходит, но сказанное слово остается.

Доброго и умного человека можно узнать по тому, что такой человек считает других людей и лучше, и умней себя.

Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.

Чем лучше живут люди, тем они меньше жалуются. А чем хуже живет человек, тем больше он недоволен не собой, но другими.

Чаще всего мы раскаиваемся не в том, что мы не сделали чего-либо, а в том, что мы делали то, чего не надо было делать.

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.

Детей не отпугнешь суровостью, они не переносят только лжи.

Если нет сил гореть и разливать свет, то хоть не засти его.

Самый верный признак истины - это простота и ясность. Ложь всегда бывает сложна, вычурна и многословна.

Освобождение себя от труда есть преступление.

Нельзя царствовать невинно.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Лучше ничего не делать, чем делать ничего.

У нравственного человека семейные отношения сложны, у безнравственного - всё гладко.

Жениться надо всегда так же, как мы умираем, т.е. только тогда, когда невозможно иначе.

Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Если жизнь - благо, то благо и смерть, составляющая необходимое условие жизни.

Остерегайтесь мысли, что у вас есть такие добродетели, каких нет у других.

Любить - значит делать доброе.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Для того, чтобы быть услышанными людьми, надо говорить с Голгофы, запечатлеть истину страданием, а еще лучше - смертью.

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнает, что он царь.

Страх смерти обратно пропорционален хорошей жизни.

Мы не любим людей не потому, что они злы, а мы считаем их злыми потому, что не любим их.

В частной и общей жизни один закон: хочешь улучшить жизнь, будь готов отдать ее.

Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами.

Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи в чем ошибка.

Самая обычная и распространенная причина лжи есть желание обмануть не людей, а самих себя.

Пусть одобрение людей будет последствием твоего поступка, а не целью.

Слово есть поступок.

Благотворение только тогда благотворение, когда оно жертва.

Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сделать сам.

Свободен только тот, кому никто и ничто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить.

Раб, довольный своим положением, вдвойне раб, потому что не одно его тело в рабстве, но и душа его.

Как только поступок объясняется сложным рассуждением, будь уверен, что поступок дурной. Решения совести прямы и просты.

Нет ничего хуже притворства доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.

Быть хорошим значит только то, чтобы желать чаще быть хорошим.

Настоящее познание дается только сердцем. Мы знаем только то, что любим.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Ругают, осуждают - радуйся; хвалят, одобрят - бойся, огорчайся.

Как ни странно, самые твердые, непоколебимые убеждения - самые поверхостные. Глубокие убеждения всегда подвижны.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

Высшая мудрость человечества не за тысячи лет до нас, а теперь, сейчас.

Мир, наверное, не такой, каким мы его познаём: будут другие орудия познания и будет другой мир.

Добро есть то, что никем не может быть определено, но это определяет всё остальное.

Никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет основы в личном интересе.
 

 

ІV. Дать ответы на вопросы

  1. На какие этапы делится биография и духовная эволюция Л.Толстого? Какие важные идеи и темы интересовали его всю жизнь?
  2. В каких прозаических жанрах работал Л.Толстой? В чем состоит его новаторство как прозаика?
  3. Каким образом изменялись философские, религиозные, етические и эстетические взгляды Л.Толстого вследствие кризиса?
  4. Что такое «толстовство»?
  5. Какие идеи Толстого воздействовали на мировую культуру конца ХІХ-ХХ века?
  6. Охарактеризуйте жанровое своеобразие романа «Война и мир».  В чем новаторство писателя?
  7. Что такое единство по мнению Толстого? 
  8. Какие три формы единства рассматривает писатель в романе?
  9. Что такое природность?  Почему Толстой уделяет такое большое внимание этому качеству?
  10.  Раскройте основные черты трактовки истории Л.Толстым.
  11.  Как трактует писатель роль личности в истории?
  12.  Что, по мнению писателя, делает Кутузова идеальным историческим деятелем и полководцем?
  13.  Сравните образы Наполеона и Кутузова.
  14.  Что такое «диалектика души»?
  15.  Охарактеризуйте образ князя Андрея.
  16.  Каков итог поиска идеала князя Андрея?
  17.  Охарактеризуйте образ Пьера Безухова.
  18.  Какую роль в становлении личности графа Безухова играет война 1812 года?
  19.  Раскройте жизненную позицию Платона Каратаева. Почему общение с ним было так важно для Пьера Безухова?
  20.  Каков итог поиска идеала Пьера Безухова?
  21.  Сравните образы и судьбы князя Андрея и Пьера Безухова.
  22.  Составьте характеристику образа Наташи Ростовой. Каким образом в нем отразился идеал природной женщины?
  23.  Как изменилась Наташа после замужества?
  24.  Каким образом взгляды Толстого на предназначение женщины и брак воплотились в образе Наташи в епилоге романа?
  25.  Составьте характеристику образа княжны Марьи Болконской. Как в нем отразились черты духовного аристократизма?
  26.  Изменяется ли духовно княжна Мария после замужества?
  27.  Сравните образы Наташи и княжны Марии.
  28.  Какую функцию выполняет внутренний монолог в романе «Война и мир»?
  29.  Какое значение имеют пейзажи для раскрытия внутренней жизни героев романа?
  30.  В чем новаторство Толстого-психолога?
  31.  Каким образом соотносятся три плана произведения: военно-исторический, семейный и авторско- философский?
  32.  Каким образом соотносятся «мысль семейная» и «мысль народная» в романе «Война и мир»?
  33.  В чем состоит противоречивость образов Каренина и Вронского?
  34.  Сравните образы Анны Карениной и Константина Левина. В чем трагедия Анны? В чем трагедия Левина?
  35.  В чем трагизм любви Анны Карениной?
  36.  Как отразились в романе «Анна Каренина» духовные искания Л.Толстого?

 

V. Блиц-диктант

  1. Назовите год рождения писателя. (1828)
  2. Название Тульского имения Толстых, в котором писатель провел детство и долгие годы взрослой жизни.(Ясная Поляна)
  3. В какой журнал Лев Николаевич отнес свое первое произведение, и как оно называлось? («Детство» в «Современник»)
  4. Героем какого рассказа был Дмитрий Лиходеев? («Утро помещика»)
  5. Какие страны посетил Толстой в 1857 году? (Франция, Швейцария, Италия, Германия)
  6. В центре какого романа находится судьба Катюши Масловой?( «Воскресение»)
  7. Назовите год и день смерти Л.Н.Толстого. (7ноября 1910г.)
  8. Причина и место смерти Толстого? (Воспаление легких, станция Астапово Рязанской ж/д (ныне «Лев Толстой»)

 

 

VІ. Вопросы и задания второго уровня

  1. Составить цитатный план характеристики образа Левина.
  2. Проследить эволюцию духовных поисков Константина Левина.
  3. Сравнить и прокомментировать начало и финал романа «Анна Каренина».
  4. Найти персонажей и сюжетные линии, которые не имеют непосредственной связи с историей Анны. Объяснить их художественную роль.
  5. Проанализировать последний внутренний монолог Анны.

 

VІІ. Вопросы и задания третьего уровня

  1. Составить план к сочинению на тему «Зачем людям нужна семья?» ( по роману Л.Толстого «Анна Каренина»)
  2. Найти фрагменты текста в романах «Война и мир» и «Анна Каренина», где звучит голос автора. Объяснить их роль в композиции романов.
  3. Сравнить произведения Достоевского и Толстого. Найти в них общее и различия.

 

 

 VІІІ. Темы для письменных работ

  1. Толстой-мыслитель и Толстой-писатель о роли личности в истории.
  2. В чем смысл духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова?
  3. Что есть красота по мнению Толстого? Какого человека он считает красивым?
  4. Самый привлекательный женский образ в романе «Война и мир»?
  5. Наполеон и Кутузов в изображении Толстого.
  6. Сложен или прост мир Долохова.
  7. Докажите, что Бородинское сражение – кульминация романа «Война и мир»
  8. Кто виноват в трагедии Анны Карениной ( по роману Л.Толстого «Анна Каренина»)
  9. Зачем людям нужна семья? ( по роману Л.Толстого «Анна Каренина»)
  10. Духовные поиски Константина Левина ( по роману Л.Толстого «Анна Каренина»)

 

ІХ. Творческие задания.

  1. Напишите эссе на тему « Взгляд Толстого на роль женщины в обществе»
  2. Подготовьте  доклад на тему «Музыка в жизни Л.Толстого. Л.Толстой в музыке»
  3. Соберите материалы об имении Л.Толстого Ясная Поляна и проведите заочную экскурсию на тему «Сила притяжения Ясной Поляны»
  4. Напишите эссе-сравнение «Моисей-Микеланджело-Лев Толстой»
  5. Подготовьте доклад на тему «Поетика символов в романе «Анна Каренина».
  6. Подготовить реферат компаративного характера «Мадам Бовари» Флобера и «Анна Каренина» Толстого»

 

Х. Коммуникативно-ситуативные упражнения

  1. Тебе нравится фильм С. Бондарчука «Война и мир»? Такими ли представлял ты себе героев романа Л. Толстого? Оцени подбор режиссером актеров для экранизации.
  2. Ты знаешь, что Лев Николаевич Толстой открыл в своем имении школу для крестьянских детей. Дай оценку его педагогической деятельности. Хорошим ли учителем был Л. Толстой?
  3. Какие ассоциации вызывают у тебя слова «Ясная Поляна»? Что можно сказать о хозяине, имение которого носит такое название?
  4. Известно ли тебе, что в кармане Л. Толстого, заболевшего в поезде и сошедшего на станции Астапово, лежал билет до Чечни? Проведи расследование и установи, почему именно на Кавказ ехал Толстой, сбежав из дома. С результатами своего расследования выступи на страницах школьной печати.
  5. Исследуй причины того, что Л. Толстой из «комильфо» становится «защитником народа». На какие размышления наводит такое молниеносное изменение? Поделись с одноклассниками выводами, к которым ты пришел.
  6. Составь монолог маленького Левушки Толстого, объясняющего, для чего он ищет волшебную «зеленую палочку».
  7. Встань на место одного из университетских сокурсников Льва Николаевича и попробуй рассказать о Толстом-студенте, чем он живет, как проводит свободное время, как учится.
  8. Составь рецензию на план самообразования Л. Толстого, оцени его масштабность и выполнимость. Все ли удалось Толстому?
  9. Период с 1848 по 1851 гг. Толстой называл «беспутно проведенными годами». Объясни от имени писателя, почему он так считает.
  10.  В 19 лет Л. Толстой начал вести дневник. Один дневник был у него для себя, он прятал его в сапог и никому не давал читать, даже жене, а в другой записывал то, что считал полезным помнить для себя и прочесть - для других. Как-то в этом дневнике появилась запись, что любви нет на свете. Прочитав это, Софья Андреевна, жена писателя, устроила мужу скандал, и тому пришлось извиняться и убеждать ее, что написал это не нарочно и к их отношениям данная запись не относится. Как вы думаете, как могло случиться, что Толстой, не раз воспевавший любовь как чувство, возрождающее человека, заявил о том, что ее не существует? Предложи этот вопрос для дискуссии в классе.
  11. Составь письмо Л. Толстого к Татьяне Ергольской, в котором он, находясь на Кавказе, сообщает о своем литературном дебюте - написании повести «Детство».
  12. И. Тургенев симпатизировал молодому писателю Толстому и так отзывался о нем: «Это вино еще молодо, но когда оно перебродит, из него выйдет напиток, достойный богов». Прокомментируй высказывание Тургенева и уточни, какое произведение Толстого вызвало такие положительные отклики.
  13. Что общего у М. Лермонтова и Л. Толстого во взгляде на кавказскую войну? Сделай сравнительный анализ произведений писателей, их писем с высказыванием о войне.
  14. «Черт знает, что у него в голове! Жаль, если следы барского и офицерского влияния не перемелются в нем. Пропадет громадный талант», - так говорил о Толстом Н. Некрасов. Составь объяснительную записку Н. Некрасова о том, почему у Л. Толстого, печатавшегося в «Современнике», не складываются отношения с группой писателей и критиков, составляющих «ядро» и журнала, и почему он покидает журнал.
  15. Нарисуй панораму Обороны Севастополя и раскрой роль Толстого в военной кампании.
  16. Работа Л. Толстого народным педагогом, в должности мирового посредника по разрешению спорных вопросов между помещиками и крестьянами, а также активная общественная деятельность привели к тому, что за писателем был установлен тайный надзор. В жандармерию поступает много доносов на «сомнительного графа». Подумай, что могло сообщаться в этих доносах, и составь текст подобного анонимного письма с соблюдением подобающей лексики, стиля и др.
  17. Напиши доклад на тему «Как работал Лев Толстой над романом «Война и мир». Эпиграфом к нему возьми изречение Гете: «Гений - это терпение».
  18. К концу жизни Л. Толстой знал следующие языки: французский, немецкий, английский (в совершенстве), итальянский (свободно переводил), древнегреческий, латинский, древнееврейский (знал хорошо), польский, чешский, сербский, болгарский, голландский, украинский. В его яснополянской библиотеке было более двадцати пяти тысяч книг на четырнадцати языках. Подготовь сообщение в научно-публицистическом стиле об энциклопедизме знаний Л. Толстого.
  19. Л. Толстой в своей школе в центре педагогического процесса поставил личность учащегося, боролся за воспитание «свободной личности». Соотнеси педагогические методы Толстого с методами современной украинской школы и поделись с классом своими соображениями.
  20. Лев Толстой - писатель, философ, учитель, военный. А знаешь ли ты, что Толстой был еще и книгоиздателем? Подготовь ряд вопросов и проведи пресс-конференцию о деятельности Толстого по организации книжного издательства «Посредник».
  21. Сделай словесный коллаж на тему «Война и мир» в одноименном романе Л. Толстого.
  22. В последние годы жизни Л. Толстой сделал в дневнике такую запись: «Все больше и больше, почти физически, страдаю от неравенства, богатства, излишества нашей жизни среди нищеты и не могу уменьшить это неравенство. В этом тайный трагизм моей жизни». Оцени душевное состояние Толстого, объясни его причины и мотивируй решение писателя покинуть родное имение.
  23. Главный герой «Севастопольских рассказов», по утверждению Толстого, - правда. Дай характеристику этого главного героя.
  24. Л. Толстой - мастер детали. Вспомни, к каким портретным деталям, характеризующим героев, постоянно возвращается Толстой в романе «Война и мир». Расскажи в классе о том, что тебе удалось обнаружить.
  25. Составь два монолога-рассуждения о том, с какой целью идут на войну Андрей Болконский и Борис Друбецкой. Сравни их отношение к долгу и службе.
  26. Девочка Наташа повстречала князя Андрея, приехавшего к ним по делам. Не могла же она его не заметить, не заинтересоваться им! Но в романе нет ее мыслей и разговоров о Болконском. Дополни роман, передай мысли Наташи о князе. Какое впечатление он мог на нее произвести?
  27. Каким ты представляешь Отрадное? Сделай пейзажную зарисовку имения Ростовых.
  28. Что можно сказать о человеке, если он приказал забросать снегом дорогу к дому, которую до этого расчистили слуги? Дай характеристику старого князя Болконского.
  29. Нарисуй панораму Бородинского сражения (глазами Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наполеона).
  30. Проведи исследование и установи, кто были прототипы многих действующих лиц романа Толстого «Война и мир» (Ильи Андреевича Ростова, Николая Ростова, княжны Марьи, Наташи и др.)
  31. Нарисуй портрет Наполеона (глазами Андрея Болконского и других героев).
  32. Составь попурри из мелодий, которые звучат в романе «Война и мир» (вальс Наташи и князя Андрея, мазурка В. Денисова, барабанная дробь перед наступлением в сражениях, песни Наташи и т.д.).
  33. В зеркале отражаются наши черты. Что отражается в зеркале, когда в него смотрятся Наташа Ростова, Элен Курагина, Лиза Болконская, Соня и другие героини? Составь монолог зеркала с характеристикой данных героинь.
  34. Передай душевное состояние Тушина в ставке главнокомандующего, когда него обвинили в невыполнении приказа об отступлении. Что думал он? Как воспринял заступничество Андрея Болконского?
  35. Близко ли тебе понимание «истинного патриотизма» Толстого? Расскажи, что ты понимаешь под патриотизмом и кого можно назвать настоящим патриотом Украины?
  36. Построй краткую характеристику романа Толстого «Война и мир» на приеме антитезы.
  37. Православная церковь предала анафеме Л. Толстого. Проведи расследование, определи, какое «преступление перед Богом» писателя привело к столь тяжелой мере наказания. С какими художественными произведениями Толстого или его высказываниями это было связано? Результаты своих наблюдений сообщи на одном из уроков.
  38. Любовь к природе, неосознанная и естественная, как любовь к жизни. Подумай и расскажи, какое место в романе «Война и мир» занимает природа. А что природа значит для тебя? Дополни высказывание и своим ощущением природы.
  39. Мы в театре, перед нами на сцене герои романа Толстого «Война и мир», но только те герои, к которым сам автор не испытывает ни любви, ни уважения. Что общего у всех этих людей? Опиши их, объясни, с чего они ждут от жизни, как относятся к другим людям.
  40. Напиши сочинение-миниатюру на тему «Что рассказал мне Лев Николаевич Толстой о войне?» Сравни свое представление о войне с тем, что говорит Л. Толстой.

 

 

 

 

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ. АФАНАСИЙ ФЕТ. НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ.

    

 

 І. Хронологический  диктант.

А.А.Фет – 29  октября 1820; 1834; 1838-1844;  1841; 1844; 1856; 1858; 1873; 1883; 1885; 1889; 1891; 1877-1892

ІІ. Ассоциативний диктант.

А.А.Фет – Шеншин; Московский университет; Современник; Вечерние огни; Воробьевка.

 

 

ІІІ. Диктант  «Афоризми поэтов»

      Запишите  высказывания поэтов, которые стали крылатыми.

      Для справки:

-  Лишь жить в себе самом умей ( Ф.И.Тютчев)

- Как сердцу высказать себя ( Ф.И.Тютчев)

- Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей ( Ф.И.Тютчев)

- Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые ( Ф.И.Тютчев)

- Умом Россию не понять ( Ф.И.Тютчев)

 

ІV. Диктант “Знаешь ли ты?»

       Кто сказал о поэте:

- «Без Тютчева нельзя жить» ( Л.Толстой)

 

V. Вопросы и задания второго уровня

  1. Какие проблемы поднимает в своих произведениях Ф.И.Тютчев?
  2. Подготовить буклет « Стихотворения Ф.И.Тютчева»

 

VІ. Вопросы и задания третьего уровня

  1. Составить план к сочинению «Мысль изреченная есть ложь…» ( по творчеству Ф.И.Тютчева)
  2. Подготовить сообщение « Особенности стихосложения Тютчева»
  3. Подготовить сообщение «Мотивы лирики творчества Тютчева»
  4. Сравнить стихотворения Фета и Тютчева. Найти в них общее и различия.
  5. Подготовить сообщение « Особенности стихосложения Фета»
  6. Подготовить сообщение «Мотивы лирики творчества Фета»
  7. Составить план к сочинению « Радость чуя, не хочу я ваших битв…» ( по творчеству А.Фета)
  8. Написать отзыв о стихотворении Ф.И.Тютчева

 

 

І. Темы для письменных работ

  1. «Мысль изреченная есть ложь…» ( по творчеству Ф.И.Тютчева)
  2. « Радость чуя, не хочу я ваших битв…» ( по творчеству А.Фета)

 

 VІІІ. Творческие задания.

  1. Подготовить реферат «Некрасовская школа» в русской лирике ХІХ века»
  2. Подготовить сообщение «Воздействие философии, музыки и живописи на развитие литературы ХІХ века»
  3. Подготовить реферат « Школа «чистого искусства». Философичность  и тематическое своеобразие лирики ее представителей»
  4. Подготовить сообщение «Человек и мир природы в лирике Ф.И.Тютчева»

 

ІХ. Коммуникативно-ситуативные упражнения

  1. Поведи диалог с Н. Некрасовым о том, кого можно назвать гражданином своей страны. Со всеми ли суждениями Некрасова ты согласен?
  2. Критики отмечали, что в лирике Некрасова присутствует эпический элемент. Проведи исследование, отыщи этот «эпический элемент» в стихотворении «Размышление у парадного подъезда» и определи его художественную роль.
  3. Попробуй изложить один из некрасовских сюжетов в форме солдатской песни, легенды, рассказа о нелегкой мужицкой доле.
  4. Еще 15 лет назад некоторые школьники утверждали, что поэзия Некрасова утратила свою художественную ценность, а с нею и интерес со стороны читателей, так как основная тема - тема тяжелой доли народной - перестала быть злободневной. Дескать, «на Руси теперь всем живется хорошо. Изменилось ли что-нибудь в наши дни? Действительно ли устарела поэзия Некрасова? Поведи дискуссию с теми, кто так считает.
  5. «Некрасов, как поэт, хочет, чтобы читатель задумался над тем, что изменилось за полвенка в народной судьбе: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Именно этой мыслью проникнута «Элегия».
  6. В 14 лет Федора Тютчева приняли в члены общества любителей российской словесности после представления его стихов профессором Московского университета А. Мерзляковым. Составь заметку в научно-публицистическом стиле об этом событии, которая могла бы появиться в 1818 году в журнале «Москвитянин».
  7. Подумай, почему в стихотворениях Тютчева отразились мотивы одиночества и ностальгии. Чем они вызваны? Ответ подтверди фактами биографии поэта.
  8. И. Аксаков говорил: «Для Тютчева жить - значило мыслить». Подтверди или опровергни это мнение. Согласен ли ты, что в поэзии на первом месте должна быть мысль, и только на втором - чувство?
  9. Собери «букет»: определи те художественные средства, которые делают поэзию Тютчева прекрасной и вечно интересной.
  10. Если бы ты был философом, какие интересные философские вопросы отметил бы в поэзии Тютчева? Постарайся при ответе на этот вопрос сохранить особенности научного стиля.
  11. Какие философские раздумья вызывают у тебя строки Тютчева:

     И бездна нам обнажена

     С своими страхами и мглами.

    И нет преград меж ей и нами.

  1. Тютчев утверждает величие и бессилие человеческого разума, сравнивает его с фонтаном. Мятежная мысль и фонтан - объясни, по каким принципам строится это сравнение.
  2. Построй в научном стиле рассуждение о том, как Тютчев в стихотворении «Весенняя гроза» использует аллитерацию.
  3. В чем проявляется диалектическое восприятие Тютчевым действительности? Обсуди это в классе, объясни, как понимаешь выражение «диалектика души».
  4. Стихотворение Тютчева, посвященное гибели Пушкина, завершается словами:

     Тебя ж, как первую любовь,

     России сердце не забудет!..

     Эти строки уже не принадлежат автору, став афоризмом, они  принадлежат      

     всему народу. Вспомни другие строки Тютчева, тоже ставшие афоризмом.

  1. По политическим взглядам Тютчев был умеренным либералом, но его перу принадлежат строки, посвященные Николаю I:

     Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

     То был не царь, а лицедей.

     К какому жанру относится это произведение? Можно ли человека,      

     сочинившего эти строки, считать вне политики? Рассказывая об этом,   

      раскрой и свои политические симпатии.

  1. Напиши сочинение-размышление о судьбе России, в основу возьми строки Тютчева:

     Умом - Россию не понять,

     Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать -

    В Россию можно только верить.

  1. А. Фет говорил: «В деле свободных искусств я мало ценю разум в сравнении и бессознательным инстинктом (вдохновением), пружины которого от нас скрыты». Тютчев же утверждал обратное. Составь диалог двух поэтов, высказывающих противоположное мнение.
  2. Только три вещи А. Фет считал достойным предметом для искусства. Каковы они? Дай характеристику «чистого искусства», приверженцем которого был Фет.
  3. Объясни, как в А. Фете сочетался оригинальный поэт-лирик, мастер лирической миниатюры, и защитник крепостнических порядков и самодержавия.
  4. Составь комментарий к стихотворению А. Фета «Еще майская ночь»... По поводу этих стихов Л. Толстой писал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»
  5. Поклонник Шопенгауэра, А. Фет пришел к выводу о бесполезности усилий, направленных на изменение мира. Выбери из произведений Фета шесть-восемь цитат на эту тему и выскажи в противовес им свое мнение.
  6. Дай критику публицистических произведений А. Фета, в которых он высказывает реакционные суждения.
  7. А. Фет стихотворения Н. Некрасова называл «малеванным хламом». Согласен ли ты с ним? Если нет, то вступи в спор с А. Фетом, докажи, что искусство должно иметь более высокое предназначение, нежели просто дарить эстетическое наслаждение.

 

 

 

 

ВОЛТ ВІТМЕН.ШАРЛЬ БОДЛЕР. ПОЛЬ ВЕРЛЕН. АРТЮР РЕМБО.

 

   

 І. Хронологічний диктант.

В.Вітмен -  31 травня 1819; 1848; 1855; 1861-1865; 1871; 1873; 26 березня 1892

Ш.Бодлер – 9 квітня 1821; 1827; 1828; 1832; 1839; 1841; 1845; 1848; 1857; 1860; 1862; 31 серпня 1867

П.Верлен – 30 березня 1844;1858; 1862; 1863; 1864; 1860; 1866; 1868;1869;1870; 1871; 1872; 1873; 1875; 1891; 8 січня 1896.

А.Рембо – 20 жовтня 1854; 1860; 1869; 1871; 1872; 1872-1873; 1873; 1874; 1891; 10 листопада 1891

.

 ІІ. Асоціативний диктант.

В.Вітмен -  Вест Хілз; Аврора; Америка; Листя трави; верлібр.

Ш.Бодлер -  Париж;  Жан Опік; Ліон; Салон 1845 року;  Квіти зла; Штучний рай; Монпарнас.

П.Верлен – Мец;  Смерть;  Пан Прюдом; Парнас; Сатурнічні поезії; Вишукані свята; Матильда Моте; Добра пісня; Паризька Комуна; Рембо;  Романси без слів.

А.Рембо – Шарлевіль;  Сенсація;  Верлен; Паризька Комуна; Голосівки; П’яний корабель; Осяяння; Париж.

 

ІV. Питання та завдання третього рівня

  1. Скласти план до твору « Бодлер …- це король поетів, справжній Бог» ( А.Рембо)
  2. Порівняти вірші Бодлера з раніше вивченими зразками лірики. Знайти в них спільне та  різне.
  3. Перелічити риси, що відрізняють творчість Бодлера від поетів попередніх епох.
  4. Скласти план до твору « Взаємного зв’язку  невидимі закони…» ( Ш.Бодлер)
  5. Порівняти вірші П.Верлена та Ш.Бодлера. Знайти спільне та відмінне.
  6. Скласти план до твору «Я – римський світ занепаду епохи…» ( П.Верлен)
  7. Прочитати вірші А.Рембо, проаналізувати їх та порівняти різні переклади ( зокрема – не лише українською мовою)
  8. Знайти естетичні принципи символізму у вірші П.Верлена «Поетичне мистецтво»

 

V. Теми до письмових робіт

  1. « Бодлер …- це король поетів, справжній Бог» ( А.Рембо)
  2. « Взаємного зв’язку  невидимі закони…» ( Ш.Бодлер)
  3. «Я – римський світ занепаду епохи…» ( П.Верлен)
  4. «Найперше – музика у слові…» ( за творчістю символістів)

 

VІ. Творчі завдання

  1. Підготувати реферат «Поетичне новаторство Вітмена»
  2. Підготувати повідомлення «Провідні теми та мотиви збірки В.Вітмена «Листя трави»
  3. Підготувати повідомлення « Твори Ш.Бодлера в українських перекладах»
  4. Підготувати реферат «Естетичні погляди Бодлера, його вплив на розвиток всесвітньої літератури»
  5. Підготувати реферат «Вірші у прозі Бодлера та Тургенєва»
  6. Підготувати реферат « Літературно-критична творчість Ш.Бодлера»
  7. Підготувати повідомлення «Символісти і Ш.Бодлер»
  8. Підготувати реферат « Поетичне мистецтво: Буало і П.Верлена

 

ОСКАР УАЙЛЬД

 

    

 

 І. Хронологічний диктант.

16 жовтня 1854; 1865-1871; 1871-1874; 1874-1878; 1881; 1882-1883; 1884; 1887-1889; 1888;1891; 1891-1895; 1895; 1897; 1900.

 

 ІІ. Асоціативний диктант.

Ірландія;  Дублін;  Трініті-коледж; Сент-Модленд;  Лонлон; Поезії;  Щасливий принц; Гранатова хатинка;  Задуми;  Портрет Доріана Грея;  Ідеальний чоловік.

 

 

ІІІ. Питання і завдання другого рівня

  1. Визначити конфлікт роману «Портрет Доріана Грея»
  2. Згрупувати оьбрази роману навколо конфлікту
  3. Пояснити назву роману
  4. Визначити роль фантастичного у творі
  5. Скласти цитатний план характеристики Доріана Грея
  6. Відтворити ланцюжок вчинків Доріана Грея, що призвели його до повної деградації, за схемою: символ краси – символ зла
  7. Порівняти сцени, в яких Доріану повідомляють про смерть Сибіли Вейн лорд Генрі та Безіл
  8. Порівняти художній та літературний портрети Доріана Грея

 

ІV. Питання і завдання третього рівня

  1. У чому полягає естетизм О.Уайльда?
  2. Чому «Портрет Доріана Грея вважають інтелектуальним романом»?
  3. Проаналізувати, як впливає мистецтво ( «чисте мистецтво») на долю героїв твору
  4. Перелічити філософсько-естетичні та моральні проблеми, які порушує автор у творі.
  5. Скласти план до твору «Чи міг Доріан Грей стверджувати, що краса врятує світ?» ( за романом О.Уайльда «Портрет Доріана Грея»)

 

V. Теми для письмових робіт

  1. «Чи міг Доріан Грей стверджувати, що краса врятує світ?» ( за романом О.Уайльда «Портрет Доріана Грея»)

 

 

VІ. Творчі завдання

  1. Підготувати реферат « О.Уайльд в українських перекладах»
  2. Підготувати реферат компаративного характеру « Портрет Доріана Грея» О.Уайльда та «Шагренева шкіра» Бальзака»
  3. Підготувати реферат компаративного характеру « Портрет Доріана Грея» О.Уайльда та «Портрет» Гоголя»