Уроки литературы в таблицах (9-10 класс)

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

Грибоедов.jpg

 

Жанр произведения - комедия

 

I. История создания комедии

     

  Замысел

1816 г. Петербург. 1819 г. 1820 г.      1821-1822

 План                                       Работа над           «Вещий сон»          Кавказ.

комедии.                                 комедией              Импульс                 2 акта

                                                                               к работе

1823 г.         1824 г.  Петербург.      1825г.Вносятся

Тульское                     Комедия подверглась                   поправки.

поместье                     переработке и осенью                  Цензурные правки.

Бегичева.                    была закончена.                           Комедия запрещена.

Заканчивает

комедию.

 

II. Эпоха, изображенная в комедии.

                           

     Русская общественная жизнь конца 10х – начала 20х годов XIX века

                                                                                       

    Барская Москва                     Столичный                              Саратовская глушь.

                                                     министерский

                                                     Петербург

 

III. Важнейшие проблемы эпохи:                                                       

                                                                                                 

Политическая:                                 Моральная:                          Культурная:

- крепостное право;                        - проблема долга                 - о воспитании

- борьба с крепостнической             и чести;                                дворянской

   реакцией;                                      - достоинство                        молодежи;

- о деятельности тайных                  человека;                           - о просвещении

   политических обществ                - роль разума и                     и русской                                               

                                                            идей в                                  национальной           

                                                            общественной                    культуре.

                                                            жизни.

 

 

IV. Историческое содержание комедии:

                                                          

 

Столкновение  прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией:

                                                                         

русская                                                                      заподно-европейская

                                        действительность:

XVIII-XIXст.                                                             XVIII-XIXст;

- война 1812г;                                                           - просветительство;

- разгром Наполеона;                                               - якобинская диктатура1792- 

- появление прогрессивных сил.                             1794 гг.

                                                                                    - революционное  движение

                                                                                     20х годов XIX века.

                                                                                          

Чацкий

«окаянный вольтерьянец»

якобинец

карбонарий.

V. Композиция произведения.

        (Кольцевая)

 

                                                                                      

 

VI. Система образов

 

                      Софья

                          

  Чацкий       Молчалин Лиза

                     

                         Фамусовское общество

 

Система образов – система зеркал

(«отраженный» образ есть у каждого главного героя) :

 

Внесценические       племяник             брат                   Максим               кн. Марья

герои                         Хлестовой      Скалозуба               Петрович            Алексевна

 

Второстепенные       Репитилов       Загорецкий          кн.                         Т.Ю.П.А.У.В                                                   

герои                                   (кривые зеркала)             Тугоуховский      Н.Д. Хлестова

                                                                                                       Горич, 6 княжон

 

Главные

герои                                       Чацкий                         Фамусов                    Софья

 

 

VII. Конфликт комедии

        «век нынешний»                         «век минувший»

                                                                                     

              Чацкий:                                                      Фамусов:

- гуманист                                           - крепостник

- защитник свободы                           - ненавистник просвещения

- независимая личность                     - «низкопоклонник, льстец»

- патриот                                             

                    Скалозуб:

                                             - «И золотой мешок и метит в генералы»

                                            - «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие

                   маневров и мазурки.»

                                Молчалин:

                            - «В мои лета не должно сметь

                         свое суждение иметь…»

                                            - «Ведь надобно ж зависить от других.»

                                                     Фамусовское общество:

     - корыстолюбцы

                                                             - эгоисты

                                                             - непримиримые борцы с культурой и

                                                               просвещением.

 

VIII. Идея комедии

― Горе уму. «Молчалины блаженствуют на свете!»,

                         «Ведь нынче любят бесловесных»

ЧацкийСофьяМолчалинЛизабуфетчик Петруша

 

― национальная самостоятельность русского народа;

― идея воспитания;

― вера в наступление новой эры:

  «Как посравнить да посмотреть

    Век нынешний и век минувший:

    Свежо предание, а верится с трудом..»

 

 

 

А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Пушкин.jpg

 Жанр произведения: роман в стихах.

I.                                        Творческая   история   создания

                                                                                                        

   1823г. 9 мая                                 1824г.                              1825г. февраль

 «Мой дядя самых честных                Михайловское.                издана первая глава

правил…»                                            Редакция первой

                                                              главы;пересылка

                                                              ее Плетневу

                                                                          

1826             1827                 1828           …             1830г. Болдино. Осень.

                                                                                  Написпаны последние главы.

                                                                                                    

1831г.                                                                       1833г. –выход романа

Последние дороботки.                                            отдельной книгой.

 

II.                                       Эпоха, изображенная в романе.

 

                                                                                                               

Подъем революционного             восстание               казнь и ссылка      годы

движения после войны1812г       декабристов            декабристов          реакции

                                                       14 декабря 1825г.

 

III.                                      Важнейшие проблемы:

                                                                                                           

 политическая                            моральная                               воспитание,образование

 

- крепостное право               - проблема занятости;                  - труд упорный ему

   и его последствия;             - долга и чести;                                был тошен;

- восстание против                - томительное безделье;              - « мы все учились …»;

   самодержавия                     - жизнь «…однообразна              - светское воспитание

   (декабристы);                        и пестра. И завтра тоже,                испортило хорошие

- деятельность тайных             что вчера»;                                     задатки героя.

  обществ;                                - много прав и никаких

- годы революции;                    обязанностей;

 

«…Энциклопедия русской жизни…»(В.Г. Белинский)

 

 

 

IV.                          Художественное содержание произведения.

                           

                                                                                                           

Столица                                     провинция                                      Петербург

(гл. I)                                          (гл. II-VII)                                      (гл. VIII)

                                                                                     

Четыре времени года:                                            Историческое семилетие

                                                  

лето        осень     зима       весна                            1815-1821гг.                 

(IV,40)    (IV,41)   (IV,42)   (VII,1)                         (II,3;V,1;V,2;III,37)

                            

Разные социальные слои(аристократия, поместное дворянство, крепостное крестьянство, городская беднота.)

Народные обычаи:

Празднование  Масленицы, Троицы,Рождества(II,35;IV,43,44);народные приметы и гадания(V,5,6,8.)

 

V. Композиция романа:

         (кольцевая)

«Он возвратился и попал,как Чацкий-с коробля на бал.»

 

 

 

 

 

 Наличие образа повествователя, который объединяет всю систему.

                                                   

                           Онегин          Пушкин          

                                                 контраст

                                                                  Лирические отступления, в которых автор

                                                                  высказывает свои чувства и мысли,                                                                                

                                                                  связанные с изображаемыми событиями.

 

VI.                                       Система образов:

                           

 

                               Татьяна

                                                                                                      

        Онегин      Ленский   Ольга

                      

                              Светское общество

 

«О деревня! О Русь!»                                 «русская душою…»

«…Филипьевка седая»                             

«…дворовый мальчик»

«…Зима! Крестьянин торжествуя…»

                          

               народная мысль.

Зеркальный сюжет:

I часть – Татьяна любит Онегина;

II часть – Онегин любит Татьяну.

 

 

VII.                                 Социальный портрет героя.

 

  Онегин-как и все «забав и роскоши дитя»:

- воспитывался

- учился

- влюблялся («… но  рано чувства в нем остыли…»)

- одевался

- ел, пил

- развлекался

 

«Ему наскучил света шум…»

                                       

Эволюция героя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

Гоголь.jpg

Жанр произведения: поэма

«Мертвые души – это странная исповедь современной России»

                                                                                                           А.И.Герцен.

I.                                                История создания.

 

                                                                                                            

1835г.                                                 1836г.                         1841г.Россия.Москва.

Сюжет подсказан                 Письмо Жуковскому            Писатель отдал рукописи

Пушкиным.                           «…какой огромный,             в Московский цензорный

                                               какой оригинальный            комитет,но забирает и

                                               сюжет.»                                 отдает Белинскому,

                                                                                              чтобы тот попытался

                                                                                              опубликовать в Петербурге.                                                                                    

                                                                                                            

1842г. 20 мая                                 1842-1852гг.                                    1852г.

«Мертвые души»                 Работа над                                  Гоголь сжег второй том.

Вышли из печати                 вторым томом.  

                       

II.                                       Эпоха, изображенная в поэме.

                                                                  

                                          Россия первой половины XIX века.

                                                  Социальная структура

                                                                                                 

Административный город                                                      Помещичьи деревни

                                                                                                                   

городской «Олимп»                                                                галерея помещиков.

 

III.                                       Важнейшие проблемы.

 

  Политическая:                                                Нравственная:

- крепостное право;                                       - пустота и ничтожность городских

- судьба народа и Руси.                                    чиновников;

                                                                         - умственная никчемность,

                                                                            самодурство, злодейство помещиков;

                                                                         - духовная убогость и ничтожность.

 

 

 

IV.                                       Композиция произведения.

 

Кольцевая: каждая глава – кольцо в цепи.

 

Основной композиционный прием:

                                                       антитеза

                                                                                                           

идейный уровень                                                                   композиционный

высокий                                                                                 отъезд  приезд

авторский  низменная                                                  Чичикова

идеал                  действительность                           

 

                                                                                                   

образный                                                                      стилевой

расточительностьскупость                                эпослирика;

взлетпадение Чичикова                                     сатира, комизм

                                                                                       трагедийность

                      

 

 

V. Система образов:

«Переход от Манилова к Плюшкину обдает ужасом»

                                                                                         (В.Г.Белинский)

 

 

 

                                                                                                    

«маниловщина»:                                                                 «ноздревщина»:

- крепостническая психология;                                  - внешняя общительность,

-учтивый и обходительный,                                          дружелюбие,скрывающие

  чувствительный и сентиментальный;                        агрессивность, цинизм,

- бездуховность, отсутствие подлинного                    самоуверенность, полнейшее

  интереса к жизни;                                                        равнодушие ко всему, кроме

- погоня за массовой культурой;                                  собственных эгоистических

- не умение и не желание трудиться;                           интересов.

- отказ от собственной позиции и

  собственного мнения.

                                                                            

                                                    деградация человеческой личности.

 

П.И. Чичиков: «Подлец» и «приобретатель».

                

Чиновники, помещики.                                                 Чичиков

Костные, неподвижные,                                               деловит, деятелен,

бездеятельные,не способны             предприимчив, карьерист.

вести хозяйство

                                                                                        

                               

                                       

 

         Перевернутый мир, образы- оборотни:

         живые люди- «мертвые души»;

         мертвые души – живые люди.

 

VI.                                             Образ Родины:

- «Русь – тройка»;

- «простор, где родиться богатырю»;

- «дороги…»

Куда же несешься ты?

Кто скажет волшебное слово?

«Удалая, лелеющая душу национальность»

        

народная мысль.

 

 

 

 

 

 

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Лермонтов.jpg

Жанр произведения:социально-психологический и философский роман.

I.                                           История создания.

                                                                                                

            1838г.                                                                1837г.

Возвращение из ссылки.                                Упоминание родственников о том,что

Лермонтов приступил к                                  Лермонтов «набросил начерно Тамань»

работе над романом

                

       «Фаталист»

Ранняя редакция: три самостоятельных повести «Бэла», «Максим Максимыч»,

«Княжна Мери».

Вторая редакция.

                        

            1839г.                           «Фаталист»

Третья редакция

                       

1840 – записки героя «Журнал Печорина» и «Предисловие к «Журналу Печорина»»

                     

1837 – 1841гг.

Собрание повестей: путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла, исповедь героя.

 

II. Эпоха, изображенная в романе.

                 

Общественная жизнь в годы реакции: 30-е годы XIX века.

 

III.                         Проблемы,решаемые в романе:

                                                                                  

психологические                                                           философские

-автора занимает                                                         - индивидуализм как способ

  внутренний мир и                                                       отношения человека к миру и к

  характер Печорина;                                                     людям.

- «портрет пороков

  всего нашего поколения»

 

IV.Роман-исследование внутреннего мира героя.

 

Композиция произведения.

  

С  «Тамань»            Ф   1 гл. «Бэла»-Печорин глазами Максима Максимыча

Ю «Княжна Мэри» А    2 гл. «Максим Максимыч»-

Ж «Бэла»                  Б    Печорин глазами молодого офицера,писателя.

Е  «Фаталист»          У   «Журнал Печорина»-Печорин сам о себе.

Т  «Максим              Л

     Максимыч»         А

      «Предисловие

к «Журналу Печорина»

Цель нарушения хронологии событий

                           

исследовать внутренний мир людей печоринского типа 

                               

композиционный приём:

«рассказ в рассказе»

 

 

V.Путешествие Печорина по Кавказу   

 

  

 

                                             Дневник Печорина

ТаманьПятигорскКисловодскКрепостьКазачья станица

                                                                                                                      

«Тамань»                      «Княжна Мери»                                «Фаталист», «Бэла»

 

 

       Путевые заметки

КрепостьВладикавказ

                                     

                       «Максим Максимыч»

 

 

 

 

 

 

 

VI. Система образов романа:

 

Грушницкий                                     Вернер

                                           

 позер,шут                Печорин              циник

                                         

                         страдающая личность

 

                        

 

 

 

VII.Эволюция героя.

Истоки индивидуализма Печорина и его поколения:

                                            

Подлинная полнота жизни там,где: гуманизм,

                                                             добро,

                                                             умение понимать и

                                                             сочувствовать другим.