Тема проекта

Тема проекта : «Места моей души». Марина Цветаева 

 

Цели проекта:

    

1.Формирование интереса к деятельности писателя , к  его

внутреннему миру, осознание ценности личностной индивидуальности.

     2.Совершенствование умения анализа и интерпретации поэтического произведения.

     3. Воспитание уважение к истории и культуре своей страны, внимательному и бережному отношению к чувствам поэта.

 

Предварительная подготовка и работа по проекту:

 

1.Поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте

2.Создание путеводителя для   учащихся по сайтам

3.Создание презентации по теме  

 

 

I.Виртуальная экскурсия по памятным цветаевским местам в Москве.

 

То место на земле, где человек родился, где долго, а может и недолго, жил, как бы приобретает одушевленность. Так и Москва для Марины Цветаевой была поистине живым существом, с которым поэт соединял себя, свое сознание, свет и сумрак своей жизни. Город, подобно человеку, был изменчив, являя себя по-разному в различных обстоятельствах. 

Сегодня на уроке мы проделаем литературную прогулку по Москве, по городу, который был очень дорог Марине Цветаевой. Мы постараемся увидеть ту Москву, которую дарила Марина Осипу Мандельштаму, бывавшему в столице наездами и поговорим о цикле ее стихов «Стихи о Москве».

Сначала была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта: подруга, спутница ребенка, с его маленькими и такими важными радостями и реже — печалями. Во главе всего и вся царил, конечно, отчий «волшебный» дом в Трехпрудном переулке:

Слайд 1

Высыхали в небе изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,
Превратившийся теперь в стихи

          Таким он предстает в этом уцелевшем отрывке отроческого стихотворения. Здесь Марина Цветаева родилась,26 сентября 1892года. Отец - Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, мать – Мария Александровна Мей, одаренная талантливая пианистка. Здесь прошло ее  детство.
              Каждый москвич знает этот лабиринт переулков невдалеке от Патриаршего пруда.
             До наших дней сохранился не только переулок, но и его название, которое даже при Советской власти не было изменено. Трехпрудный - потому что, когда-то, в 17 веке, при патриархе Иоакиме, имевшем здесь резиденцию, был не один пруд, а несколько.

Слайд 2.

    Небольшой дом в Трехпрудном был олицетворением цветаевской Москвы: на такие «домики старой Москвы», маленькие и беззащитные, надвигались новые доходные дома — «вас заменили уроды, грузные, в шесть этажей», — и юная Цветаева, как и впоследствии всю жизнь, была на стороне «обиженных». «Трехпрудный» дом был в революцию снесен, и в этот переулок Цветаева с тех пор больше никогда не пришла.

Трехпрудном переулке прошло ее детство, а в Борисоглебском переулке - молодость поэтессы, здесь она состоялась как поэт, прозаик и драматург. Слайд 3

     Девочка вырастала в девушку, затем — в молодую женщину, и по мере взросления «роман» поэта с городом приобретал все более лирические тона. Сияющий день 31 мая 1912 года, когда был открыт знаменитый Музей изящных искусств на Волхонке (слайд4) и заветная мечта И. В. Цветаева воплотилась наконец в его любимое детище, — этот день Москва подарила своему поэту, а поэт — нам, спустя двадцать лет («Открытие музея»). Колокольная столица, где так уютно дворянским желтым особнячкам, семихолмный город «сорока сороков» (то есть неисчислимого множества) золотых куполов все более завораживал своей прелестью — внешней и душевной, словно любимый человек. (Слайд5,6)В Москве Цветаевой всегда хорошо работалось; столица продолжала оставаться городом поэтов. В очерке «Герой труда» дана именно Москва поэтов — дореволюционная, камерная, с любительским, «домашним» конкурсом па лучшее стихотворение, и Москва революционная, с «Вечером поэтесс» в Большом зале Политехнического, заполненном многолюдной и разномастной толпой. Политехнический музей, «Кафе поэтов», «Книжная лавка», а еще Вахтанговская студия в Мансуровском переулке были местами, которые Цветаева постоянно посещала; «география» ее Москвы, как видим, несколько изменилась; и опять же невозможно перечислить все точки на этой поэтической карте, где первейшую роль играл Арбат с окрестностями, а среди них — дом композитора Скрябина. Замысел последнего стихотворения цикла «Бессонница», обращенного к вдове композитора, рожден именно в скрябинском доме, когда Марина Ивановна, по воспоминаниям ее дочери, просиживала ночи напролет с разучившейся спать Татьяной Федоровной

 

 Анализ стихотворения о Москве

 

   Цикл «Стихи о Москве» связан «наездами и бегствами» Мандельштама, которому увлеченная им Цветаева дарила Москву и посвящен Осипу Мандельштаму. Цикл представляет собой лирический дневник “Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имён... Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох... Нет ничего неважного!.. Всё это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души”, – пишет Цветаева в известном предисловии к сборнику “Из двух книг”, поясняя свою установку на дневник и поэтизацию быта.

Последуем совету автора и попробуем уловить чувства и переживания лирического героя стихотворений из цикла «Стихи о Москве». Чтобы у нас создалось целостная картина о восприятии Цветаевой Москвы, возьмем для анализа сразу несколько стихотворений. Разделимся на 3 группы. Каждая группа анализирует одно стихотворение из этого цикла. Вопросы для анализа:

1.Какой образ Москвы дается в каждом из стихотворений? Выявите все ассоциативные ряды, позволяющие все оттенки основного образа.

2.Какие изобразительные средства способствуют созданию ключевых образов?

3.Выявите приемы и средства, определяющие именно такое звучание стихотворения?

4.Какими чувствами проникнуто стихотворение?

Каждая из групп анализирует свое стихотворение, затем выступает с устным отчетом, сопровождающийся выразительным чтением стихотворение.

 

 

  Комментарии к ответам учащихся.

Если из “Стихов о Москве” 1916 года выписать определения Москвы, получится следующая картина: дивный град, мирный град, нерукотворный град, город сорока сороков, отвергнутый Петром, привольное колокольное семихолмие, странноприимный дом. Уже при внимательном чтении первых строк возникает образ, способный пролить свет на восприятие Москвы Цветаевой: “Москва! Какой огромный // Странноприимный дом!” Москва предстает перед нами домом-храмом, в котором гулко раздаются удары невидимого колокола. Такое впечатление создается еще и благодаря аллитерации: обилию сочетаний согласных гр, пр, вн, мн и т.д.Отношение Цветаевой к Москве как к дому, в котором она – хозяйка, принимающая гостей или дарящая (передающая) свои владения, характерно вообще для её стихов о Москве.

Итак, Москва – странноприимный дом, место, где исцеляются все раны, сердце Руси, женщина, благословенная земля. Москва зовёт к себе, зов её слышен издалека, и на него откликнется “всяк на Руси”.

Цвета Москвы в восприятии Марины Цветаевой – цвета русской иконописи: синий, золотой, красный – червонные купола, багряные облака, дорожка чёрная, синева, синева подмосковных рощ, церковки золотоглавые, червонное сердце, красная кисть рябины. Яркая, красочная картина!

Цветаевская Москва – сказка, впитавшая многовековую историю Московского княжества с русскими святынями и золотыми куполами, наполненная колокольным звоном.

 

В 1922 году Марина Цветаева покидает Москву на целых 17 с половиной лет. Возвращается она сюда лишь в 1939-ом году. В автобиографии Цветаева пишет, что возвращается в Москву, в 1939 году, из эммиграции, чтобы дать сыну, Георгию, родину. Но, может быть, и чтобы самой себе эту родину вернуть?.. Но нет уже той старой Москвы, о которой она самозабвенно пишет в 1911, погибли «томных прабабушек слава// Домики старой Москвы». На дворе страшная эпоха Сталина с заколоченными дверьми и тихим шопотом сплетен. Цветаева задыхается, опять непреодолимо тянет в детство, хочется убежать и спрятаться от всей льющейся сверху «грязи».Любимый город приносит в ее жизнь отчаяние, неопределенность, нищету. И Марина не чувствует себя здесь хозяйкой. Нищета, голод, война гонит ее из Москвы. Она уезжает в Елабугу.

В Борисоглебском переулке Москвы открыт памятник Марине Цветаевой, напротив дома-музея поэтессы, к 115-летию со дня ее рождения.. (слайд7)

"Дорогие москвичи, гости столицы, большое спасибо, что вы собрались здесь, вы оторвались от своих дел и от городской суеты, чтобы здесь, в старом московском переулке, открыть памятник самой-самой московской поэтессе",- сказала на торжественной церемонии открытия первый заместитель мэра Москвы Людмила Швецова. Под строки из стихотворения Цветаевой "Красной кистью рябина зажглась..." с памятника сняли бронзового цвета покрывало, и перед москвичами, которые специально для этого заранее собрались в Борисоглебском переулке, предстала молодая Марина Цветаева, задумчиво сидящая и глядящая на московскую улицу.

     Рефлексия.

-Мы с вами погуляли по Цветаевской Москве, проанализировали ее стихотворения о столице. У каждого из вас создалось свое впечатление об этом городе. Взгляните на нее глазами Цветаевой и напишите синквейн на тему «Москва Марины Цветаевой».

Будучи в Москве, я гуляла по Арбату, стояла у памятника Марине Цветаевой, была в музее Марины Цветаевой, в Музее Изобразительных искусств, который был создан ее отцом, и мне казалось, что дух ее незримо бродит где-то рядом, отвлекая мое внимание от суеты и сутолоки московской жизни и даря мне Москву величавую, семиглавую, дивную. У меня родились следующие поэтические строки.

 

 

Осенняя Москва меня приворожила.

Влюбила лучезарностью своей,

 И храмов пышностью меня пленила,

Вечерним ослеплением огней.

 

И думалось, шагая по Арбату,

 Что поклоняется весь мир тебе,

 Пусть не красавица, и не ума палата,

Хранишь ты чувства настоящие в себе.

 

 И пусть слова находятся не сразу,

 Ты  слышишь сердцем музыку любви.

Ты  чувствуешь талант, сокрытый глазу,

Передающийся  потомкам по крови.

 

Пусть не москвичка, но дышу Москвою,

И даришь ты мне щедрою рукой

Величье города, воспетое тобою,

И звон колоколов, летящий над рекой.

 

Домашнее задание: Составить  памятку для туристов «Памятные цветаевские места в Москве».

 

 

 

 

«Чехия осталась у меня в памяти как один синий
день и одна туманная ночь.
Бесконечно люблю Чехию...»

Марина Цветаева

II. Виртуальная экскурсия по цветаевским местам в Праге. 

В жизни и творчестве Марины Цветаевой,одного из величайших поэтов двадцатого века, Прага и Чехия сыграли очень важную роль. В Праге и её окрестностях она написала лучшие свои произведения.

За короткое время жизни  в Чехии Марина Цветаева навсегда полюбила эту страну. Её поэзия этого времени явно несёт на себе влияние Праги. Многие из её реалий становятся образцами поэтических произведений, приобретая новый смысл, обогащающий первоначальное значение и способствующий их новой жизни: гора Петршин — грудь рекрута, Влтава — Лета, Брунцвик — страж Леты и жизни, трубы заводов — последние трубы Ветхого Завета, дворцовые парки — сады Семирамиды.

 

 

Сегодня совсем небольшая экскурсия, по любимым местам Марины Цветаевой в Праге. Ведут ее ученики нашего класса.

1.Как мы уже знаем, поэтесса полюбила Прагу всей душой, и нельзя с уверенностью сказать, что было что-то любимое, а что-то не очень. Ей просто нравился этот город на Влтаве, где каждый камень дышит историей. А теперь этот город бережно хранит историю о русской поэтессе, воспевшей его красоту...Слайд 1

2.Начнем мы с Карлова моста. Слайд2Ну откуда же еще, как не отсюда? Здесь у скульптуры рыцаря Брунцвика начинаются все экскурсии по цветаевским местам в Праге. Вот слова самой поэтессы: "У меня есть друг в Праге” - пишет она 27 сентября 1923 г. - „каменный рыцарь, очень похожий на меня лицом. Он стоит на мосту и стережет реку: клятвы, кольца, волны, тела”. Формально говоря, фигура рыцаря стоит не на мосту, а как бы вынесена за его пределы...

Ей очень понравилось сказание о нём, но ещё больше её поразило внешнее сходство его облика с её внешностью. Позже М.Слоним вспоминал: «М.И. была в восторге от рыцаря, от тишины, от запущенной Чертовки и через два дня после нашей прогулки принесла мне своего “Пражского рыцаря”».

Подготовленный ученик читает стихотворение «Пражский рыцарь».

 

Бледнолицый
Страж над плеском века -
Рыцарь, рыцарь
Стерегущий реку.

(О найду ль в ней
Мир от губ и рук?!)
Караульный
На посту разлук.

Клятвы, кольца...
Да, но камнем в реку
Нас-то сколько
За четыре века!

 

В воду пропуск
Вольный. Розам - цвесть!
Бросил - брошусь!
Вот тебе и месть!

 

Не устанем
Мы - доколе страсть есть!
Мстить мостами.
Широко расправьтесь,

Крылья! В тину,
В пену - как в парчу!
Мостовины
Нынче не плачу!

 

- "С рокового мосту
Вниз - отважься!"
Я тебе по росту,
Рыцарь пражский.

 

Сласть ли, грусть ли
В ней - тебе видней,
Рыцарь, стерегущий
Реку - дней.

 

 

1.Брунцвик, одна из интереснейших фигур чешской истории. Историки находят в легенде о Брунцвике черты "Одиссеи" и утверждают, что  эта  легенда -  чешское  переложение немецкой "Песни о Роланде". Вкратце дело было так: рыцарь Брунцвик (сын короля), сказал, что добудет для чешского герба льва. И ушел в долгое путешествие, сказав жене, что если не вернется в течение 7-ми лет, она может спокойно выходить за другого (привет Пенелопе). После долгих странствий он действительно подружился со львом, который ходил за ним везде, да еще и получил мощный артефакт - меч, которму достаточно было сказать: "Всем врагам - головы с плеч!", и все устаканивалось - ну, то есть, враги оставались без голов. Естественно, домой он вернулся ровно через 7 лет (вместе со львом) и застал свадебные приготовления в самом разгаре. Разобрался с помощью меча с женихом-неудачником, после чего долго и счастливо правил страной. А когда умирал, завещал спрятать меч в своем надгробии; ну а лев до сих пор на чешском гербе. Вобщем сейчас дело обстоит так, что меч замурован в Карловом мосту, но когда настанут для Чехии совсем плохие времена (лейтмотив половины легенд) и рыцари, ведомые Вацлавом, выйдут из Вышеградской скалы - конь Вацлава споткнется на Карловом мосту и достанет меч Брунцвика. И тогда всем врагам - головы с плеч; политкорректный вариант - и наступят в Чехии тишь и благодать.

2.А совсем недалеко от Карлова моста - храм рыцарей мальтийского ордена, построенный аж в 1158 году. Слайд3.Место просто завораживающее: 
"Серебряной зазубриной
В окне - звезда мальтийская..."

Холм Петршин, с которого открывается захватывающий дух вид на город, был одним из любимых прогулочных мест Марины Ивановны во время ее проживания в Праге. Это его она называла своей любимой горой и "Поэму Горы", конечно, посвятила именно ему.
Это вид на Петршин с противоположного берега Влтавы. Слайд4

1.Подняться на него можно по многочисленным аллейкам, или же на фуникулере. На вершине холма разбиты парки с аллеями и смотровые площадки, а также смотровая вышка шестидесятиметровой высоты, на которую можно забраться(пешком!) и полюбоваться на Прагу сверху .Слайд5

 

2.Пребывание в Праге даёт возможность Цветаевой чаще встречаться с друзьями, посещать редакции, библиотеки, литературные вечера Союза русских писателей и Чешско-русской Едноты. В Праге начинается дружба между поэтом и А.Ремизовым, которого позже выбрала в крестные отцы своему сыну Георгию. Здесь она встречается с Ходасевичем, знакомится с редакторами «Воли России». Редакция «Воли России» помещалась в доме № 1 на пл. Ухельны трх, здесь, по преданию, Моцарт писал оперу «Дон Жуан». Цветаева была в дружеских отношениях с редакторм Марком Слонимом, с ним часто она знакомилась с красотами Праги: улочками Старого Города и Малой Стороны. Она посещала с друзьями разные кафе, чаще других — «Славию».Слайды6-12

1.В июне и июле 1924 года семья живёт в деревне Йиловиште, ул. Пруездни, №8, где 8 июня М.Цветаева заканчивает «Поэму Конца». 21 июля они переезжают в деревню Дольни Мокропсы.

Напомню, что чешский период жизни и творчества М. И. – это меньше трех с половиной лет, с 1922 по 1925 гг. М. И. Цветаева приехала в Прагу к Сергею Эфрону, который учится в Карловом университете, 1 августа 1922 года. Как и многие другие эмигранты из России, из–за недостатка средств они жили в окрестностях Праги, в Дольних и Горних Мокропсах, во Вшенорах. В Чехии М. И. написала, может быть, лучшие свои произведения. Здесь родился ее сын Георгий – вымечтанный и обещанный Сергею.
Слайд13

2.В это время начинает готовиться к изданию сборник Союза русских писателей в Чехословакии «Ковчег», название которому дала М.Цветаева. 

В Праге возникли «Поэма Горы» и «Поэма Конца», как лирическое отражение большого чувства к Константину Родзевичу.

Время от времени посещают друзья, чаще других А.И.Андреева, ревностная няня маленького Георгия. После смерти мужа она живёт с детьми в недалёкой вилле Боженке  вместе с семьёй писателя Чирикова. Здесь часто устраиваются литературные чтения, музыкальные вечера, встречи с литераторами, на которые приезжают гости из Праги.

 

1.

Русская интеллигенция, жившая в Праге и её окрестностях, вела богатую культурную жизнь. Устраивались встречи в сёлах Черношице и Ржевнице; регулярно проходили «Збраславские пятницы», позже был организован Вшенорско-Мокропсинский русский клуб.

Жизнь семьи Эфрон становится всё труднее. Сергей был тяжело болен. Друзья Цветаевой убеждают её, что во Франции у неё будет большая возможность заработка, и она решается ехать. Думает скоро вернуться, а остаётся во Франции четырнадцать лет.

II.Анализ стихов «Горы – турам поприще…», «Есть на карте – место…»

Мюнхенский договор и оккупация Чехии в 1939 году потрясли Марину Цветаеву и  вызвали к жизни цикл «Стихов к Чехии», слова которых были даны на памятную доску, установленную пражанами Марине Цветаевой. Сегодня мы проанализируем 2 стихотворения из этого цикла.

1 группа: " Горы – турам поприще!" .2 группа: "Есть на карте место…"

1).Выразительное чтение стихотворения

2).Какую Чехию представляет нам автор?

3).Почему так дорога эта страна автору?

4).Какие выразительные средства использует автор, чтобы показать свое отношение к этой стране?        

5).Основная мысль, идея стихотворения? Каково ее композиционное решение?

6).Какова интонация стихотворения? Какими средствами достигается?  .

Своему чешскому другу Анне Тесковой Цветаева пишет о своей любви к городу на Влтаве: «С щемящей нежностью вспоминаю Прагу, где, должно быть, мне никогда не быть. Ни один город мне так не врезался в сердце» (1928). Своеобразную гармонию различных ритмов и стилей Праги М.Цветаева  назвала многодушием, чувствуя, что этот город близок ей чем-то пока ещё необъяснимым: «Ах, какую чудную повесть можно было бы написать — на фоне Праги! Без фабулы и без тел, роман Душ» (1925).

А в то время, когда уже знала, что вся семья хочет вернуться в Россию, и она должна будет ехать к ним, пишет А.Тесковой: «Больше всего мне бы хотелось — к Вам в Чехию — навсегда.»

 

И уже перед отъездом: «Боже, до чего — тоска!.. Шею себе сверну, глядя назад: на Вас, на Ваш мир, на наш мир...» (1939).

 «Та гора на мне надгробием», — написала М.Цветаева, будто предсказав памятную доску на любимой горе, на горе, о которой вспомнила в последний момент, уезжая из Парижа в Советский Союз:

«12 июня 1939 года, в ещё стоящем поезде.

...А самый счастливый период моей жизни — это — запомните!

— Мокропсы и Вшеноры, и ещё — та моя родная гора.»

Из письма А. Тесковой

Подготовленный ученик читает стихотворение «Прага»

Где сроки спутаны, где в воздух ввязан
Дом - и под номером не наяву!
Я расскажу тебе о том, как важно
В летейском городе своем живу.

Я расскажу тебе, как спал он,
Не выспался - и тянет стан,
Где между водорослью и опалом
День деворадуется по мостам.

Где мимо спящих богородиц
И рыцарей, дыбящих бровь,
Шажком торопится народец
Потомков - переживших кровь.

Где честь, последними мечами
Воззвав, - не медлила в ряду.
О городе, где всe очами
Глядит - последнего в роду.
 

(«Прага», 1923 г.)

 

Рефлексия.

-Живя за границей в тяжелых и нищенских условиях, Марина Цветаева продолжала творить, писать. Она общалась с местными литературоведами, вела переписку с русскими и зарубежными поэтами. Попробуйте и вы написать письмо вашим чешским ровесникам из Праги о Марине Цветаевой. Что вы им хотели написать? Что хотели бы спросить?

Ребята пишут письмо по кругу под музыку Бетховена «Лунная соната».

Технология «Письмо по кругу»

Каждый ученик пишет три предложения, затем передает листок соседу. Получив листок соседа,продолжает его работу, написав еще три предложения, передает другому соседу. Листочки двигаются так до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Домашнее задание. Сформулировать по 3 толстых и тонких вопроса о жизни и творчестве М.Цветаевой за границей.

 

 

 

 

 

                                                                             Детство, верни нам, верни
                                                                           Все разноцветные бусы,-
                                                                            Маленькой, мирной Тарусы
                                                Летние дни.

                                                                                                            М.Цветаева

                                                                                                                                                                                                              

ІІI.   Виртуальная экскурсия по Тарусе.                                                                                                                           

-Самые лучшие годы в жизни каждого человека- это детство. И те места, где проходило детство, мы помним всю жизнь, храним свои детские впечатления. Для Марины Цветаевой детские годы связаны с Тарусой, небольшим городком в Калужской губернии. Сегодня Таня(1) и Оля(2) проведут для нас виртуальную экскурсию по памятным цветаевским местам в Тарусе.

Слайд1.

1.С 1892 года лето семья Цветаевых ежегодно проводила в Тарусе. Сто тридцать - сто сорок километров от Москвы. Калужская губерния, маленький городок над чистой, спокойной и рыбной Окой, центр России. Типично-русский город: просторные солидные дома, массивный Успенский собор на базарной площади, сразу за переездом через Оку, "городской сад" вдоль берега, Воскресенская церковь на горе, высоко над городом. Богатые лавки и магазины, спокойно-неторопливый уклад провинциальной жизни...

Слайды 2,3,4

2.Типично-русский пейзаж: одинокая береза или несколько сосен посреди поля, луга, березовые рощи, перелески, бескрайние поля... "Лесов здешних не исходишь", - писал Иван Владимирович. Он, а вслед за ним и Марина, были неутомимыми ходоками. Тропинки, ручейки, речушки - все бегущее с холма на холм, уводящее вдаль, приносящее умиротворение. Подумаешь - Таруса - и сразу вспомнятся цветаевские строки:

Сини подмосковные холмы,

В воздухе чуть теплом - пыль и деготь.

Сплю весь день, весь день смеюсь, - должно быть,

Выздоравливаю от зимы...

Прочтешь эти стихи - и сердцем увидишь тарусский пейзаж.

 

1.От станции Тарусская нужно было ехать семнадцать верст. Цветаевых встречал тарусский извозчик Медвежаткин с лучшим своим экипажем - "карета с фонарями". Если доводилось ехать в темноте, фонари зажигали, было красиво и романтично. Ничего, что Марину всегда тошнит: и в поезде, и в коляске, - счастье приезда затмевало все огорчения. Вот уже переправились через Оку на пароме, дальше можно ехать верхом, через город, или низом, вдоль реки: дача, которую профессор Цветаев арендует у города, стоит совсем одна верстах в двух за Тарусой.

   Слайд 5.

2.Этот небольшой, деревянный, очень уютный домик с мезонином, с большой террасой и маленьким верхним балкончиком таил для детей множество разнообразных возможностей и радостей. С балкона открывались заокские дали, сквозь верхушки деревьев мелькала и блестела на солнце Ока.

1. Слайд6. В Тарусе часто виделись с Добротворскими, их большой, украшенный резьбой деревянный дом и сейчас стоит на главной улице. Иван Зиновьевич Добротворский (дядя Ваня) был земским врачом, добрая память о нем сохраняется у тарусян и до сих пор, много лет спустя после его смерти. Жена его Ольга Александровна - двоюродная сестра Ивана Владимировича Цветаева; отношения с ними и их детьми - по возрасту близкими Валерии(первой дочери Ивана Владимировича Цветаева) - были очень родственными...

2.  Слайд7.Бывали в уютном, всегда для цветаевских детей праздничном доме Тьо, после смерти дедушки Мейна навсегда поселившейся в Тарусе. В 1992 году здесь был открыт мемориальный музей. В музее пять экспозиционных залов. Он работает ежедневно с 10 до 17 часов, кроме понедельника.  

1.Этот дом в 1899 году купил для своей второй жены Сусанны Давыдовны дед Марины по материнской линии А. Д Мейн. С. Д. Мейн прожила в этом доме последние 20 лет жизни. В воспоминаниях Анастасии Цветаевой описание этого дома проникнуто теплом и любовью: «Шли туда обычно семьей или мама с нами, тремя младшими детьми. Играть, шуметь, бегать, драться - у Тети было нельзя, и за столом надо было сидеть очень чинно. Но весь быт Тети был так уютен, наряден, красив, особен, что мы любили ходить к ней. В нашей даче, кроме рояля, все было почти по-деревенски просто. У Тети в доме были ковры, чехлы на мягкой мебели, дорогие сервизы, занавесы, венский шкаф - часы, игравшие, как оркестр. За столом подавала прислуга в белой наколке, тарелки были нагретые, перед прибором каждого из нас ждала коробка шоколадных конфет с «серебряными» или «золотыми» щипчиками. Бульон - в толстых чашках; для нас жарили цыплят. Чай пили на веранде с резными деревянными украшениями, на белоснежной скатерти. Нас ждали отборные яблоки. Сад у Тети был расчищен; клумбы с цветами, песок, большой плодовый сад, сирень, липовая аллея, кусты ягод.

Иногда Тетя готовила и сама, сердито гремя посудой, тогда мы ели чудные швейцарские кушанья».

1. Слайд 8. Изредка ездили в гости к художнику В.Д. Поленову, его усадьба стояла километрах в семи ниже по Оке. Там было много молодежи, устраивались веселые праздники...

 

2.Простота и размеренность деревенской жизни: купание, катанье на лодках, походы по грибы и за ягодами, прогулки по любимым местам. Непрекращающаяся и здесь материнская музыка, а иногда пение в два голоса с Лёрой - голоса уплывали далеко по реке... Здесь дети были еще ближе к матери, она проводила с ними больше времени. Да и их отец тоже: совместные прогулки купанья, поездки или походы в город. Он не мог оставаться без дела; если не сидел за письменным столом, то занимался своим огородом. "Я много копаюсь в огороде и вывожу овощи, - капусты разных сортов, брюкву, сельдерей, лук, чеснок, - рассказывал он в письме. - Пусть дети, пока малы, проводят лето в одной и той же сельской обстановке, благо она здесь так прекрасна". Вся семья любила Тарусу, каждый находил в ней свою прелесть. Осенью - всегда горькое прощание и обещание не забывать "моей березе, моему орешнику, моей елке, когда уезжаю из Тарусы". Елка, действительно, была ее собственная: арендуя дачу много лет, Иван Владимирович посадил вокруг нее ели в честь рождения каждого из своих детей. Они росли вместе с детьми, обгоняя их в росте. Для не знавшей русской деревни, почти не ездившей по стране Цветаевой понятие родины, России воплотилось в слова "Таруса" и "дом в Трехпрудном".

-В первом альбоме своих стихотворений «Вечерний альбом» Марина Цветаева романтизирует свое детство и оплакивает его потерю,в том числе и Тарусы.

 

Чтение стихотворения:(читает подготовленный ученик)

 

Бежит тропинка с бугорка,

Как бы под детскими ногами,

Все так же сонными лугами

Лениво движется Ока;

 

Колокола звонят в тени,

Спешат удары за ударом,

И все поют о добром,старом,

О детском времени они.

 

О,дни,где утро было рай,

И полдень рай, и все закаты!

Где были шпагами лопаты

И замком царственный сарай.

 

Куда ушли, в какую даль вы?

Что между нами пролегло?

Все так же сонно-тяжело

Качаются на клумбах мальвы.

 

-Марина очень любила природу, она жадно впитывала красоту окружающих мест. Анастасия Цветаева так говорит об этом: « Но смутно мне открывалась особая стать Мусиного чувства, не моя! Жажда отчуждения ее радости от других, властная жадность встречать и любить все - одной: ее зоркое знание, что это все принадлежит одной ей, ей, ей, - больше, чем всем, ревность к тому, чтобы другой (особенно я, на нее похожая) любил бы деревья - луга - путь - весну - так же, как она. Тень враждебности падала от ее обладания - книгами, музыкой, природой - на тех (на меня), кто похоже чувствует.

 

Движение оттолкнуть, заслонить, завладеть безраздельно, ни с кем не делить... быть единственной и первой - во всем!». Иное, чем у всех остальных восприятие природы, окружающих людей проявляется и в рассказе «Хлыстовки».

II.Анализ рассказа «Хлыстовки»

Вступление учителя:

-    Рассказ «Хлыстовки» (1934) (еще публикуемый под названием «Кирилловны») — одно из автобиографических произведений М.Цветаевой, в котором она предстает и рассказчиком, и центральным персонажем: зрелым человеком и ребенком. Структура повествования рассказа отражает восприятие окружающего мира маленькой девочкой. Попробуем осмыслить это детское восприятие Цветаевой хлыстовок.

При анализе используется прием «Толстые и тонкие вопросы». Ученики делятся на 2 группы. Одной группе предлагается сформулировать толстые вопросы, т.е. вопросы, требующие развернутого, обстоятельного ответа. Вторая группа формулирует тонкие вопросы, на которые предполагается однозначный, фактический, обстоятельный ответ.

 

Толстые?

Тонкие?

В чем проявляется мотив сказочности или мифологизации в рассказе?

Кто такие хлыстовки?

Почему нет описания дома хлыстовок,а описанию сада уделяется большое внимание?

Опишите образ хлыстовок?

В чем проявляется отчуждение девочки от всех остальных членов семьи?

Какие еще герои присутствуют в рассказе?

Почему хлыстовки относились к Марине как к своей дочке?

Опишите образы Богородицы и Христа.

Почему Богородица и Христос находятся в центре повествования?

Какие эпизоды больше всего потрясли, удивили при чтении?

 

-Написан рассказ в Париже в 1934 году. Марина Цветаева тосковала по Родине и особенно по  своей любимой Тарусе. Заканчивается рассказ следующими словами:

«Я бы хотела лежать на тарусском хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая красная и крупная в наших местах земляника.

Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища того уж нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов, которыми Кирилловны шли к нам в Песочное, а мы к ним в Тарусу, поставили, с тарусской каменоломни, камень:

Здесь хотела бы лежать  МАРИНА ЦВЕТАЕВА

 

Слайд 9.1.Завещание поэтессы исполнилось только 9 октября 1988 года. На высоком берегу Оки был поставлен камень с Тарусской каменоломни с надписью «Здесь хотела лежать Марина Цветаева». И действительно, когда-то рядом с этим местом располагалось хлыстовское кладбище, а около него - дача «Песочное», где летом отдыхала семья Цветаевых. Если пройти еще несколько метров до родника и «Дерева желаний» и подняться по крутому склону, вы окажетесь на огороженной площадке-некрополе. Здесь  могилы умершего в Тарусе в 1905 году художника Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова и его сестры Елены. Тарусяне обычно называют это место «Мусатовским косогором».

Слайд 10. 2.В октябре 2006 года в городском парке, над Окой,  был открыт памятник Марине Цветаевой. Авторы памятника - скульптор Владимир Соскиев и архитектор Борис Мессерер.

 Рефлексия.
- Мы закончили цикл уроков, посвященных памятным местам Марины Цветаевой. Путешествуя по  «местам души» поэта, анализируя его произведения, мы попытались понять чувства и переживания поэта, проникнуть в его внутренний мир, переосмыслить свое отношение к Марине Цветаевой. Попробуем выразить наши чувства через синквейн  под музыку одного из любимых музыкантов М.Цветаевой А.Скрябина. Звучит прелюдия А.Скрябина «До диез минор»

Домашнее задание:  Написать эссе на тему «Моя Марина Цветаева»

Литература:

  1. Марина Цветаева «Стихотворения». Ашхабад «Туркменистан» 1988г
  2. Марина Цветаева «Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения» М. «Художественная литература»1990г.
  3. Вероника Лосская. Марина Цветаева в жизни. Нью-Йорк.Эрмитаж.1989г.

 

Список использованных сайтов Интернета:

1.Библиотека-архив М.Цветаевой и Серебряного века

Интернет: http://tsvetaeva.synnegoria.com/WIN/index.html

 

2.Сайты музеев:

 

  • Музей «Серебряный век

       Интернет: http://moscow.lvl.ru/culture/museum/servek/servek.html