«Серебряный век» русской поэзии

УРОК  1

 

Тема:  «Серебряный век»  русской поэзии. Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века».

 

Цели:  познакомить учащихся с течениями «серебряного века» русской поэзии, их особенностями и признаками; показать разнообразие поэтического мира на примере личностей и  стихотворений поэтов разных направлений;  развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к поэтическому слову; создать условия для творческого самовыражения учащихся

 

Оборудование:  портреты  поэтов,  книжная   выставка, свечи,  компьютерная  презентация,  живые  цветы   и  осенние  листья, музыкальные  отрывки, 

           раздаточный материал  (тексты  стихотворений,  бумажные звезды).

 

Тип урока:  урок – литературная гостиная

 

                                                                              « И серебряный месяц ярко

                                                                            Над серебряным веком стыл…»

                                                                                                   Анна Ахматова

 

 

ХОД УРОКА

 

І. Организация учебной деятельности

 

                         (Класс оформлен наподобие поэтического салона, горят свечи. Костюмы учащихся представляют собой атрибуты одежды поэтов «серебряного века»  )

 

            Сегодня мы совершим путешествие во времени: мы отправимся в начало нашего века, где в литературной гостиной нас ждут замечательные поэты Серебряного века. Они расскажут нам о себе и о своём творчестве, и мы все вместе будем читать стихи.  

 

( видеоклип «ХХ век»)

( на фоне концерта С.Рахманинова № 2 )

 

1 ученик: Николай Гумилев. Расстрелян большевиками.

2 ученик: Александр Блок. Рано умер в голодном и холодном Петербурге, не имея возможности выехать из страны на лечение.

3 ученик: Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Сергей Есенин. Покончили жизнь самоубийством.

4 ученик:  Иосиф Мандельштам, Николай Клюев. Погибли в советских концлагерях.

5 ученик: Анну Ахматову, Бориса Пастернака  травили, обвиняли в буржуазных тенденциях, умалчивали их творчество.

 

                Эти поэты одной из самых загадочных эпох в истории русской культуры – «серебряного века» - стали гордостью русской литературы и ее болью, потому что судьба большинства из них была трагической.    Трагична  тем,  что  Родина, которую они  любили  страстно,  самозабвенно,  перестала  их  понимать,  она  не  хотела  их  понимать,  но,  несмотря  на  это,  эти  люди  отдали  себя  до  капельки,  до  последнего  дыхания,  своей  прекрасной  Отчизне.  Но  остались  их  бессмертные  серебряные  голоса.

 

ІІ. Мотивация учебной деятельности

                  Итак, тема нашего урока - литературной гостиной: «Серебряный век» русской поэзии. Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века»        

 

                                                                         «Сколько тайн и имен!

                                                                                      В этот век я влюблен

Век серебряный,

           Век из света…

                     Век поэзии,

                                Век мечты,

                                          Бытия век,

                                                    Век человека,

                                                              Мысли век

                                                                        И век красоты…

           Век Душа, век Поэт…Звука век, Слова век…

           Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен.

 

           В глубине одного из петербургских дворов находилось кафе, называющееся «Бродячая собака». Открыто оно было в ночь под Новый год (1912 г.) и сразу стало излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Вот как об этом писал поэт Георгий Иванов: «Комнат в «Бродячей собаке» было всего три. Буфетная и две залы. Это в прошлом обыкновенный подвал. Теперь стены ярко раскрашены, вместо люстры – золотой обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. Комнаты сводчатые, волшебные от бликов».                   

 

                      Да, я любила их – те сборища ночные,

                      На низком столике - стаканы ледяные,

                      Над черным кофеем пахучий тонкий пар,

                      Камина красного тяжелый зимний жар,

                      Веселость едкую литературной шутки

                              (  Звучит песня на стихи М.М. Цветаевой «Какой – нибудь мой предок был скрипач»  (музыка Е. Барановой) )

 

(Вдохновленные лица, на эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка и рояль. Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви.)

 

                      Здесь цепи многие развязаны –

                      Все сохранит подземный зал,

                      А те слова, что ночью сказаны,

                      Другой бы утром не сказал.

                                                     (М. Кузьмин)

         Они собирались в «Бродячей собаке». Они называли себя акмеистами. Они были молоды и талантливы. Они были веселы и серьезны. Сочетали высокую поэзию со смехом, вином, легкими влюбленностями. Но уже тогда они многое предвидели в своих судьбах, судьбах России.

 

ІІІ. Изучение нового материала.

                   1. Слово учителя

                   Рубежи веков – грани условные. Но они позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни.

                Ключевой период в истории русской культуры XX столетия, называемый “серебряным веком” по несомненной аналогии с «золотым» пушкинским веком, традиционно датируется следующим образом: 1890 – 1921.  Начался он  с манифеста Николая Минского "Со светом совести" (1890г.), лекции Дмитрия Мережковского "О причинах упадка современной российской литературы" (1893г.) и альманаха Валерия Брюсова "Российские символисты" (1894г.). Окончание же этой эпохи связывают со смертью Александра Блока и гибелью Николая Гумилева в 1921г.  

                   ( запись в тетради – хронологические рамки)    

           Откуда же взялся этот термин – «серебряный век», впервые прозвучавший еще в Древней Греции у Гесиода («Труды и дни») и Овидия( «Метаморфозы»)? Гесиод считал, что жизнь человечества начинается «золотым» веком, а заканчивается «железным». Версий существует несколько. Авторство приписывают Николаю Бердяеву, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Николаю Оцупу и другим.

 

         Цветаева в статье «Чорт» говорила о своих современниках,  как о «детях серебряного века».

          Николай Оцуп  статью "Серебряный век русской поэзии", открывал  словами: "Пишущий эти строки предложил это название для характеристики модернистической русской литературы".

 

Ученик – исследователь.

             Лев Гумилев так рассказывает о появлении этих строк: « Говорили мы с Анной Андреевной о поэзии. Я ей говорю: «Золотой век» - это Пушкин и другие, вы – как месяц». – «Почему?» - спросила Анна Ахматова. Я ответил: « Они писали о посторонних: о Евгении Онегине, кавказском пленном, медном всаднике, мертвых душах. А вы все время пишите о себе, « я и я». Поэтому они – солнце, а вы – месяц». « О сын, спасибо! Продай мне эту идею», - обрадовалась Анна Ахматова.

            Так у нее появились  в «Поэме без героя» эти замечательные строки:

На Галерной темнела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка
,
И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл.

               

                 2. Прием «Ассоциации»

А какие ассоциации у вас вызывает это название – «серебряный век»? Напишите их в столбик.

 Ассоциативную цепочку -   блеск, туман, дымка, колокольчик, волшебство, тайна, хрусталь, звон, капель…

 

              Теперь давайте посмотрим клип, в котором нашли отражение музыкальные ассоциации с понятием «серебряного века». Может быть, вы захотите что-нибудь добавить. (устная работа + запись в тетрадях после просмотра клипа). 

                         ( видеоклип «Мистические страницы»)

                Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии Серебряного века, поэзии первых двух десятилетий ушедшего века.

1 ученик:  Е.Евтушенко утверждает, что «поэт в России – больше, чем поэт». Он ­«отраженье века своего».

2 ученик:  Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба. В поэме «Возмездие» А.Блок так писал о конце девятнадцатого века и об идущем ему на смену двадцатом:

Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.

1 ученик:

Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла, 
Еще чернее и огромней 
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ... 
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи, 
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...         

     2 ученик:   Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.

Проблемное задание:  Известный русский писатель Валентин Катаев в начале 80-х гг. написал книгу воспоминаний о  творцах «серебряного века» и назвал ее «Алмазный мой венец». На сегодняшнем уроке нам предстоит подтвердить метафорические слова Валентина Катаева.

 

                          3. Рассказ учителя.

 

                «Серебряный век» русской поэзии – часть Ренессанса начала ХХ века. Это был расцвет мысли и талантов. В области философии Россия дала миру пледу блестящих идей, среди которых прежде всего следует назвать Соловьева, Ильина, Бердяева.

               Русскую живопись представляли Репин, Врубель, Рерих, Кустодиев. Театр – Шаляпин, Комиссаржевская, Чехов.  Чудесную музыку творили Скрябин, Рахманинов, Стравинский.

                Даже столь короткий перечень  дает понять, в какой атмосфере рождался и развивался «серебряный век» русской поэзии.

 

1 учащийся:  Поэты образуют множество литературных направлений – символизм, акмеизм, футуризм, кубофутуризм и эгофутуризм, имажинизм и т.д. Некоторые из них в творческом развитии меняли свое отношение к миру, социальным явлениям и представления о своем назначении. Неизменным, пожалуй, оставался их божественный поэтический дар, благодаря которому они довели стих в поэтическом смысле до совершенства: звук, все краски мира и все тончайшие оттенки чувств обрели неслыханную до сих пор музыкальность.

2 учащийся:    Поэты Серебряного века – это целые созвездия в русской национальной поэтической галактике: Дмитрий Мережковский и его жена Зинаида Гиппиус – основатели одного из самых модных поэтических салонов начала века, Анна Ахматова и Николай Гумилев, Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, юные Борис Пастернак и Марина Цветаева, Николай Клюев и Сергей Есенин, Андрей Белый и Саша Черный, Константин Бальмонт – этот Паганини стиха   Игорь Северянин – официально признанный королем поэтов. Перечисление славных имен можно было бы продолжить.

1 учащийся:   Если поэзию Серебряного века представить как многотомник, то сегодня мы приоткрываем лишь первую его страницу – предисловие. Многим из них не хватало скромного достоинства поэтов-классиков девятнадцатого века с их позицией:« Я не поэт, я Гражданин». Стремление их к самоутверждению, самовозвеличиванию и самовосхвалению не может не вызвать улыбки.

 

 

  1. Ролевая игра « Течения поэзии «серебряного века»

 

             Особенностью «серебряного века» является то, что его творцами были поэты совершенно полярные по своим творческим принципам. Но всех их объединяло одно: осознание своей эпохи как особенной, которая выходит за рамки предыдущей. Разнообразие философских идей предопределило формирование многих художественных направлений и течений русского модернизма, среди которых ведущими стали символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм.

                                   ( учащиеся работают в тетрадях)

 

Литературный критик:

            Господа! Символизм стал  первым литературным течением этой эпохи. Русский символизм развивался под влияием творчества французских поэтов Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо. Действительность символисты провозгласили иллюзией, а мечту, интуицию – наивысшей реальностью.  Поэзия символистов содержит инакомыслие, мистические мотивы, намеки.

 

             Поэты этого течения использовали символ для выражения непостижимой сути жизненных явлений. Символ – это развернутый образ, который проявляет скрытую суть явлений, человеческой души.

           Теоретики русского  символизма Дмитрий Мережковский, Вячеслав Иванов, Андрей Белый указывали на особенное значение художественного символа, на то,  «что действует сильнее на сердце, чем то, что выражено словами». Прекрасная Дама для поэтов-символистов является символом иного мира, воплощенного в переживаниях лирического героя.

           В середине 1990 года выходят в свет три рукописных сборника «Русские символисты» под редакцией Валерия  Брюсова, который становится главным теоретиком течения.  Поэзия русского символизма объединяет творчество двух поколений – старшего и младшего. К старшему принадлежали   Мережковский,   Гиппиус,   Бальмонт, Брюсов. Младшие символисты – Белый, Иванов, Соловьев, Блок.

 

 

 

Метр  символизма  -  

ВАЛЕРИЙ    БРЮСОВ   (портрет)

(Учащиеся  читают  стихи,  можно с  комментариями.)

- Какие  творческие  принципы  декларирует   поэт?

 (Стремление  к  мистике,  символам  и  воплощению  впечатлений  хаоса  от  Вселенной.)

Символисты  считали,  что  новое  искусство  должно  передавать настроение,  чувства  и  мысли  при  помощи  символов.

 

    КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ

 

 Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!

         Это стихотворение одного из основоположников символизма - Константина Бальмонта.

          Блок говорил о нем: "Когда слушаешь Бальмонта - слушаешь весну". И, действительно, в поэзии его мы и сегодня находим упоение жизнью, ее весной, ее цветением, ее красотой. Юношеская одухотворенность, надежда, радость бытия звучат в его стихах.

(Звучит романс С. Рахманинова "Островок" (Слова К. Бальмонта)

 Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.
Вдаль по земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!

Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

 

               В  своем  творчестве  он  всегда  был  честным  и  мужественным. 

 Каждое  его  стихотворение – это  страница  большой  книги,  тема  которой – жизнь.

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали, 
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, 
Холодная высь, уходящие дали.
Сестра моя и мать! Жена моя Россия ...
Мне не в чем каяться, Россия, пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем, ни душой.

 

               Талантливой и самобытной была поэтесса Зинаида Гиппиус, которая воспевала темы угасания, смерти, тягу к небытию, к тому, «чего нет  в мире»,

 к чуду.

 

Окно мое высоко над землею,

Высоко над землею.

Я вижу только небо с вечерней зарею, -

С вечерней зарею.

 

И небо кажется пустым и бледным,

Таким пустым и бледным…

Оно не сжалится над сердцем бедным,

Над моим сердцем бедным.

 

Увы, в печали безумной я умираю,

Я умираю,

Стремлюсь я к тому, чего не знаю,

Не знаю…

 

И это желание не  знаю  откуда

Пришло, откуда,

Но сердце хочет и просит чуда,

Чуда!

 

               К сожалению, только после смерти великих  творцов, одумавшись, мы сплетаем им венки на траурных годовщинах. Одним из таких, непризнанных при жизни, был Иннокентий Анненский. Филолог по образованию, педагог, философ, чудесный собеседник – наедине с собою он был необыкновенно талантливым поэтом.

 

Среди миров, в мерцании светил,

Одной звезды я повторяю имя

Не потому, что я ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у нее одной ищу ответа.

Не потому, что от нее светло,

А потому, что с ней не надо света.

 

                  Несомненно,  в  центре  блестящей  плеяды  поэтов  Серебряного  века  стоит  АЛЕКСАНДР   БЛОК.

 

 

                Александр Блок… Анна Ахматова назвала его «трагическим тенором эпохи». На самом деле, поэт воплощал  время  во всей его страшной безысходности,  искал идеалы, свою Прекрасную Даму, символ женственности. Лирический герой стремится слиться с «всемирной душой»

 

О, Весна  без  конца  и  без  краю –

Без  конца  и  без  краю  мечта!

Узнаю  тебя,  жизнь!  Принимаю!

И  приветствую  звоном  щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя

 

      Все  свое  творчество  Блок  разделил  на  три  этапа:

1 – стихи  о  Прекрасной  Даме,  в  нем  преобладает белый цвет.

2 – это  том  Незнакомки,  о крушении  идеала,  связанный с  проблемами  семейной  жизни  с  Л. Менделеевой. Это  том  синего  цвета.

3 – том  России. Цвет  красный – цвет  крови  и  пламени.

               М. Горький сказал о Блоке: "Настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности". Путь А. Блока был труден и полон противоречий. Свой поэтический путь он начал как символист. К этому периоду принадлежит знаменитый цикл "О прекрасной даме", "Незнакомка".

 В ресторане
Никогда не забуду (он был или не был,
Этот вечер): Пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре - фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблен".

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки...
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: "Лови!.."
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

(Звучит романс Фалика "Незнакомка" (Слова А. Блока))

             В своем творчестве он всегда был честным и мужественным. Каждое его стихотворение- это страница большой книги, тема которой - жизнь.            

              

                 О,  я  хочу  безумно  жить….

               ………………………………………

               Сотри  случайные  черты –

               И  ты  увидишь  мир  прекрасен

          По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений, по глубине проникновения в жизнь Блок - один из российских поэтов, которые составляют гордость и славу русской литературы. Великое богатство тем, проблем, настроений, переживаний воплощает он в своих стихах. Особый мотив его творчества - постижение истины, современности, человеческих отношений, души.

(Звучит романс А. Вертинского "В голубой, далекой спаленке"

(Слова А. Блока)

 

 

 Литературный критик:   В  споре  с  символизмом  родился  акмеизм

(   ГУМИЛЕВ,  АХМАТОВА,  МАНДЕЛЬШТАМ  ).

Акмеизм -  «наивысшая ступень чего-либо, цветущая сила» - новое течение русской поэзии,  основные принципы которого сводились  к написанию элитарной поэзии, в центре которой – человек. Возник в начале ХХ века как реакция на некоторые крайности символизма.

            Акмеисты   проповедовали  идею  отображения  реальной  жизни  к  тому,  что  можно  было  познать,

 

 

                                                                                                                                             

 

         Николай Гумилев – теоретик и практик акмеизма.  Поэт – рыцарь,  поэт – воин.

Вот  как  писал  Куприн  о  Гумилеве « Он  писал  стихи,  насыщенные

терпкой  прелестью,  прекрасные,  полнозвучные.  Странствующий

рыцарь,   аристократический  бродяга – он  был  влюблен  во  все

эти  эпохи.»

 

                              (Учащиеся  читают  стихи  Гумилева)

 

          Оригинальность, поэтические откровения, любовь к путешествиям, странствиям, экзотике…  Мечтатель, создатель яркого литературного направления - акмеизм.

        Создатель «Цеха поэтов». Как мало ему было отпущено в это жестокое время. Сколько поэтов преждевременно потеряла русская земля. Живой водой воистину может стать прикосновение к садам их души.

 

(Песня на стихи Н. Гумилева «Среди бесчисленных светил».

(муз. Е. Барановой)

 

        Николай Гумилев – рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем А. Ахматовой. Он привел ее в поэзию, и она стала царицей в ней.

          Парадокс.  Гумилев  не  писал  политических  стихов,  но  даже  молчание  расценивалось  властью,  как  сопротивление. Гумилев  отказался  от  диалога  с  ней,  отказался  говорить  на  ее  языке.

 

 

                        Наверное, неотъемлемой частью творчества любого поэта является любовная лирика. Среди поэтов "серебряного века" есть талантливейшая поэтесса, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия". Это Анна Ахматова. Она действительно вписала в великую Книгу Любви новые страницы. Могучие страсти, бушующие в сжатых до алмазной твердости ахматовских любовных миниатюрах всегда изображались ею с величайшей психологической глубиной и точностью.

 

 

 

(Звучит песня Д. Тухманова "Смятение" (Слова А. Ахматовой)

          Несравненный психологизм, напряженные драматические чувства ее лирики ставят поэтессу в один ряд с величайшими русскими мастерами слова от Пушкина до Блока.

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

         В своих стихах Ахматова пишет о неустойчивой радости, о необходимости всех мук для жизни духа, познания мира, полета песни...

(Звучит романсА. Вертинского "Сероглазый король" в исполнении Б. Гребенщикова (Слова А. Ахматовой)

 

                Стихи Ахматовой – это исповедь  влюбленной  женской  души.

Несравненный  психологизм,  напряженные  драматические  чувства.

            

Литературный критик:  Еще одно направление, сделавшее огромный вклад в сокровищницу русской поэзии «серебряного века» - футуризм.

Футуризм – будущее.  Футуристы решительно  порывали все связи  с миром прошлого, чтобы стать искусством будущего. Маяковский Хлебников, Северянин, Пастернак – вот те, кто творил поэзию будущего, шокировал современников своим максимализмом.

   ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН.

           Характер поэзии Северянина своеобразен, может быть даже не похож на стихи других поэтов его направления. И все же ему был присущ футуристический эпатаж, склонность к неологизмам, бесспорный дух новаторства. В свое время Игорь Северянин был чрезвычайно популярен. Толпы слушателей упивались его "поэзами".

Увертюра
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

          На стихах Северянина лежит печать экстравагантности, написаны они в раскачивающихся, баюкающих ритмах, насыщены иностранными словами и словообразованиями. Однако мастерство и талант поэта очевидны. Сам Игорь Северянин оценивал себя очень высоко.

Рескрипт короля
Отныне плащ мой фиолетов,.
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Меня не любят корифеи -
Им неудобен мой талант:
Им изменили лесофеи
И больше не плетут гирлянд.

Лишь мне восторг и поклоненье
И славы пряный фимиам
Моим - любовь и песнопенья!-
Недосягаемым стихам.

Я так велик и так уверен
В себе, настолько убежден,
Что всех прошу и каждой вере
Отдам почтительный поклон.

В душе - порывистых приветов
Неисчислимое число.
Я избран королем поэтов -
Да будет подданным светло!

(Звучит романс А. Вертинского "В бразильской гавани" (Слова

И. Северянина)

 

              Еще одна талантливая поэтесса, еще одна трагическая судьба. Марина Цветаева.

 

 

              В ее поэзии - любая страница - это атмосфера душевного горения, безмерности чувств, острейших драматических конфликтов. Ее стихи узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, интонации. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы, которые завораживают потоком гибким, постоянно меняющимся ритмом. Интонационный строй передает всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы.

Имя твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое, - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.

          В стихах Марины Цветаевой мы найдем склонность к перевоплощению, ее лирические героини предстают перед нами в самых разных, часто необычных ликах.

(Звучат песни А. Пугачевой "Мне нравится" (Слова М. Цветаевой) ,

А. Петрова "Под лаской плюшевого пледа")

 

ІУ.  Подведение итогов урока.

                  1.  Слово учителя

            Поэзия "серебряного века" прошла большой путь. Несомненно, в своем развитии она обогатила русскую культуру, забросила свои семена в будущее.

Я - голос Ваш, жар Вашего дыханья,
Я - отраженье Вашего лица.
Напрасных крыл напрасны трепетанья
Ведь все равно я с вами до конца.
( "Многим" А. Ахматова)

            Нить преданий и традиций не оборвалась и поныне. Удивительный пласт "поэзии серебряного века", пусть и отодвинутый временем, излучает свою энергию и сейчас.

(Звучит песня М. Таривердиева "У зеркала" (Слова М. Цветаевой)

 

                       2. Интерактивный прием «Звезда любимому поэту»

 

(Подари  звезду  любимому   поэту  Серебряного  Века.

Напиши  несколько  слов  о  том,  чья  поэзия    тронула,  а  потом

зачитай и  приколоти  на  голубое  небо.

 

(Звучит  «Реквием»   Моцарта)

 

                      3. Оценки за урок

 

              Тема следующего урока «Творчество Александра Блока – вершина русского символизма»

 

У. Домашнее задание.

            1. Ответ на вопрос: «Почему «серебряный век» называется именно «серебряным»?

           2. Выразительное чтение стихотворений А.Блока, уметь анализировать.

 

 

             Судьбы творцов начало века… Они были яркими, необычными, трагическими, разными…Судьба каждого это целая книга…А творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.

 

(Песня на стихи П. Антокольского «Что память…»

(Музыка Ю. Колочковой)

 

                                  Мой серебряный век,

                                  Твой серебряный век,

                                  Наш серебряный век…

                                  Сколь тайн и имен!

                                  В этот век я влюблен.