А.Грин "Алые паруса". Соединение реального и фантастического в повести.

 

УРОК 37

Тема:  А.Грин «Алые паруса». Соединение реального и фантастического в повести. Основной конфликт произведения ( Каперна – мечта)

Цели: создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина, для пробуждения “дара воображения”, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя; обучать анализу текста, интерпретации текста; помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения; показать личностное восприятие текста; развивать творческие способности обучающихся; использовать теоретико - литературные понятия, формировать умение мыслить, делать самостоятельно выводы;  воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и красоте, целеустремленность, волю, мужество, твердость духа, благородство, взаимопонимание, веру в мечту, любовь.

Оборудование: повесть - феерия “Алые паруса” А. Грина;  мультимедийная презентация

Тип урока: урок-презентация

Ход урока

Будущее, к которому мы
стремимся, рождается из
непобедимого человеческого свойства
- умения мечтать и любить.

 К.Паустовский

В человеке заложена
вечная, возвышающая
его потребность любить.

Анатоль Франс

Он пришёл на время, ненадолго,

Он пришёл , чтоб на предупредить-

Разобьется сердце на осколки,

Если мы разучимся любить.

Е.Огонькова.

                                                  Грин умер, оставив нам решать вопрос, нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, каким был он.

                                                         К.Паустовский.                                                                                                                                               

                                                               Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

А.Грин

І. Организация учебной деятельности

 ( Звучит  музыка Э. Грига. Учитель читает стихи)

Какой мне юный мир на старость лет подарен!

Кто хочешь приходи – поделим пополам

За верность детским снам, о, как я благодарен

«Бегущей по волнам» и «Алым парусам»…

Суди меня, мой свет, своей улыбкой темной,

Жеватель редких книг по сто рублей за том:

Мне снится в добрый час тот  сказочник бездомный,

Небесную лазурь пронесший сквозь содом…

По камушкам  морским он радости учился,

Весь застлан синевой, - уж ты его прости,

Что в жизни из него моряк не получился.

Умевшему летать,  к чемушеньки грести…

Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнет чужим, и кров ваш обречен,

Послушайте меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьем.

 

    Эти стихи написал Борис Чичибабин. Они посвящены замечательному писателю, о котором до сих пор  идут противоречивые споры . Это Александр Грин. Александр Степанович Гриневский.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

«Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».

 

 Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.

 Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.

 «Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.

Мне встречи с ним судьба не подарила,

И лишь недавно поздние цветы

Я положил на узкую могилу

Прославленного рыцаря мечты.

Но с детских лет, с тех пор, когда впервые

Я в мир чудес, им созданных проник.

Идут со мною рядом, как живые,

Весёлые герои его книг.

Они живут в равнинах Зурбагана,

Где молодая щедрая земля

Распахнута ветрам и ураганам,

Как палуба большого корабля.

Автор стихотворения – неизвестный студент. Он был восхищён творчеством Грина. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.

       Итак, урок-презентация  о жизни и творчестве Александра Грина и его повести «Алые паруса». «И думал о счастье…».

ІІІ. Изучение нового материала.

1.      Слово учителя  

       Свой рассказ, посвящённый писателю-фантасту, романисту Александру Грину, мне хочется начать стихотворением Виссариона Саянова

 

            Он жил среди нас, этот сказочник странный,

            Создавший страну, где на берег туманный,

            С прославленных бригов бегут по заре

            Высокие люди с улыбкой обманной,

            С глазами, как отсвет морей в январе

            С великою злобой, с могучей любовью,

С солёной, как море, бунтующей кровью,

С извечной, как солнце, мечтой о ДОБРЕ.

 

         «И думал о счастье…». Эта фраза из феерии А.Грина «Алые паруса». Когда писатель создавал это произведение, то, наверное, тоже думал о счастье.  На вопрос «Что такое счастье?» каждый отвечает по-своему. Что может быть  нереальнее, глупее, с точки зрения обыденного сознания, чем ожидание девушкой прекрасного принца на корабле с алыми парусами? Но появился корабль – и заалели на нем паруса. Ведь чудеса можно делать своими руками.

 Литературный корабль Грина не сразу стал устойчивым, его клонило то в одну, то в другую сторону. Но капитан упорно держался избранного курса, пока не достиг полного счастья, сотворив «Алые паруса». На пути к счастью фантазия писателя создала целую страну, с которой я предлагаю вам познакомиться.

( звучит мелодия « звуки океана»)

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой посёлок Каперна, где живёт маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт  такие слова:

 

Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину.

          Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

Итак, знакомьтесь – Александр Грин.

 

              Сегодня я приглашаю вас  в путешествие по стране, которую придумал А.Грин. Она так не похожа на его жизнь. Перед вами страна – Гринландия. Ее не отыщешь ни на одной карте мира, и все-таки она знакома тем, кто хоть однажды открыл книгу  этого писателя.

          2. Сообщение учащегося  ( с использованием презентации).

 

            Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского.

            Убожество захолустной жизни, беспросветная бедность, насилие и несправедливость окружающей жизни – всё это с детства вызывало в нём желание протестовать.

            Непонимание преследовало его с детства. Одарённого Сашу высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за писание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов.

            Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна.

            Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.

            Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал счетоводом в больнице, ужасно бедствовал.

            Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность, чувствительность.

            Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его произведения связаны именно с образом моря. Мальчик засобирался в дорогу. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В Одессе, встретившись с морем, он с особой остротой почувствовал своё одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батум. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие.

            И снова нужда, лишения, беспросветная нищета. Жалования банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для крестьян прошения в суд. Жизнь была настолько тяжела, что он даже не запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря ночевал в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии отразилось в творчестве Грина.

            Первый его рассказ называется «Остров Рено». В нём уже были заключены все черты будущего Грига. Это простой рассказ о силе и красоте девственной природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира.

            Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого труда казались ему чудом.

            В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. Он писал почти непрерывно, с жаждой перечитывал множество книг, увлекался произведениями, Киплинга, Эдгара По, Стивенсона, Джека Лондона, Чехова, Горького. Часто перечитывал Пушкина, а в зрелом возрасте увлекался чтением энциклопедий.

            Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это, вынес писатель Грин не озлобление и жестокость, но твёрдую и ясную непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и человечность.

            Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти журналах и газетах.

            Его рассказы вызывают в читателях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.       

         3. Слово учителя.

 

            Я думаю, что рассказ о трудном детстве писателя, его юности поможет вам яснее понять какое место в борьбе русской литературы за человека, против низости и косности занимает проза А.Грина.

            Раскрывать человеческие сердца, пробуждая в них самые чистые, благородные порывы – это и есть волшебное свойство гриновского таланта. Ему всегда хотелось жить в тишине, ближе к любимому морю. Приморская жизнь помогала ему выдумывать свои рассказы. В Старом Крыму, городе тишины и развалин, и умер он в одиночестве вечером 8 июля 1932 года. Вот уже почти 80 лет нет среди нас этого рыцаря мечты, как часто его называли, а герои его произведений живут, покоряя читателей своим мужеством, благородством, человеческой красотой.  

           4. История создания повести

        Мечтами об «ослепительном случае» и радости полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть «Алые паруса». Писатель вынашивал эту повесть пять лет. Замысел возник в 1916 году. Было это в Петрограде. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Игрушку, видимо, делал человек опытный в морском деле.

 «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того - алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль   с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

Повесть «Алые паруса» посвящена верному другу писателя – жене Нине Николаевне Грин.   Грин писал: «История «красных парусов» осязательно началась с того дня, когда благодаря солнечному эффекту я увидел морской парус красным, почти алым. Приближение, возвышение радости – вот первое, что я представил себе. Необычная форма возвещения указывала тем самым на необычные обстоятельства, в которых должно было совершиться нечто решительное.» Спустя некоторое время Грин в витрине одного магазина нашёл зерно нового чуда. Он увидел «отлично смастерённый бот с правильно сидящим красным крылообразным парусом». Игрушку, видимо, делал человек опытный в морском деле.

Так появилось это замечательное произведение.  

Смысл названия: Чтобы парусник пришел в движение, его паруса должен наполнить ветер. А жизнь человека должна быть исполнена глубоким смыслом, тогда она имеет значение. Если жизнь безрадостна, ее смыслом становится мечта. Мечта может так и остаться красивой несбыточной сказкой. А может и сбыться!

         5. Жанр повести

Жанр: Повесть-феерия . Повесть – сказка

Феерия – 1.театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов; 2.волшебное сказочное зрелище.

              Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо

         6. Беседа

 Удивительна судьба «Алых парусов»! С мечтой о них мы знакомимся порою раньше, чем с самой книгой и её автором.

- Что же такое алые паруса? Что они символизируют? (символ веры, надежды, символ самого прекрасного на земле)

Для  А.Грина алые паруса – символ красоты, символ претворённой мечты.

- О чём повесть-сказка Грина? (О любви, о том, что нужно учиться любить, о верности мечте, о равнодушии и злобе, об умении видеть красивое)

- Где происходит действие романа?

(в Каперне…там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грозные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом. «там в работе, как в драке»)

ВЫВОД: Лучше, чем Грин, о жителях Каперны сказать невозможно

- Почему в Каперне не любили Лонгрена и его дочь Ассоль?

(Жители Каперны не способны их понять, а всё непонятное рождает недоверие, страх, презрение. Это совершенно разные люди)

Из 4 главы: «Капернцы обожали плотных, тяжёлых женщин с масляной кожей толстых икр и могучих рук; здесь ухаживали, лапая по спине ладонью и толкаясь как на базаре»

- Что вы узнали о прошлом Лонгрена? Почему он так одинок в жизни?

(Односельчане не смогли понять его, а он не сделал даже попытки объясниться с ними, тем самым поставив себя над всеми – а этого не прощают.)

- А как вы относитесь к поступку Лонгрена? Осуждаете или оправдываете его?

(Пытаясь понять и оправдать Лонгрена, автор всё же наказывает его одиночеством, которое скрашивается присутствуем дочери – доброго ангела. Но за поступок отца расплачивается Ассоль: дети гонят её от себя (дразнят, будто отец ест человеческое мясо, делает фальшивые деньги. Попытки сближения заканчивались синяками, царапинами, плачем)

-А что отец отвечал дочери, почему их не любят?

(Э, Ассоль .Разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они и не могут)

7. Композиция повести

Элементы сюжета: экспозиция - рассказ о детстве Ассоль и Грея; завязка - предсказание, мечта, которую подарил Ассоль Эгль; кульминация - Артур Грей готовит алые паруса для «Секрета»; развязка - белый корабль с алыми парусами в бухте города.

Тема: тяжелый путь человека к осуществлению своей мечты

Проблематика повести: в повести поднимаются проблемы любви, доброты, преданности и верности, зависти, лицемерия, столкновения мечты с грубой действительностью.

Сочетание реального и фантастического в произведении: писатель воплотил в произведении мысль о поисках идеального мира, где живут сильные и красивые герои, способные бороться за свою мечту и находить родных по духу людей

   8. Робота в парах.

Составить «гроно»  символов  алых парусов

Алые паруса

 

Воплощение мечты                          Надежда на лучшее                     

                         Величие любви                                    Богатство человеческой души

 

 ІV. Подведение итогов урока

1.      Интервью «Составляющие человеческого счастья»

Мы понимаем, что значит счастье для Ассоль. 

- А что значит для вас быть счастливым?  ( достичь поставленной цели, любов, верные друзья…)

      2. Оценки за урок

      3. Заключительное слово учителя

        Для многих поколений «Алые паруса» превратились из просто повести в символ.  Романтический символ юности, отваги и верности. Это произведение победно прошло, как корабль Грея «Секрет», под  алыми парусами все  штормы событий века и сохранило любовь и интерес читателей.

     Грин оставляет нам право самим решать – нужны ли нашему времени такие неистовые мечтатели, какими были его  герои и сам писатель.

      Константин Паустовский писал: «Если бы Грин  умер, оставив нам одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то и это было бы довольно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей,  тревожащих человеческое сердце призывом к  совершенству».

Пусть и к вам однажды приплывет корабль под алыми парусами надежды на исполнение вашей мечты. И это будет, если только вы постараетесь  сами. Ведь недаром Артур Грей  понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы  делать так называемые чудеса своими руками.

(Звучит песня Владимира Ланцберга «Алые паруса».)

ВЫВОД:

      А.Грин своим творчеством   доказывает читателю, что уметь мечтать - это замечательное душевное качество, уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.  

V. Домашнее задани

Написать сочинение-миниатюру «Моя заветная мечта»

Подготовиться  к характеристике Ассоль (девочки) и Грея ( мальчики), подобрать цитатный материал